Мария Ноэль /

48160просмотров

Работа за границей. Часть 5: Азия

Дмитрий Широносов поделился опытом жизни во Вьетнаме, Серджио Мэн рассказал о том, почему в Китае нет малых и средних компаний, открытых иностранцами, а Павел Мунтян — о переезде своей студии анимационного кино на Кипр

+T -
Поделиться:
Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором
Павел Мунтян

Павел Мунтян, 36 лет, студия Toonbox, генеральный директор, Пафос, Кипр

Читать с начала >>

СВы тот самый знаменитый «мистер Фриман»?

Я — один из основателей проекта. Да, автор идеи. Но идеи мало, чтобы получилось произведение. Нас команда, нас много, каждый выполняет свою функцию. Убери любого, и произведение превратится в прах. Поэтому мы переехали всей студией.

СГде вы сейчас живете?

В городе Пафос на Кипре. Переехал в начале этого лета. Постепенно сюда перебираются и сотрудники компании. Не так просто все бросить, поэтому переезжать будем до конца года уж точно.

СВы полностью переносите студию? Как это технически обеспечено?

Это очень сложно. Процесс был запущен почти три года назад, когда было принято решение о переезде. С тех пор мы посмотрели целый ряд стран, которые считали потенциально возможными для размещения студии (Новая Зеландия, Австралия, Канада, Черногория и вот — Кипр). Потом встал вопрос переноса активов, счетов, договоров. После этого надо было подобрать помещение, решить вопрос с размещением сотрудников и их семей, разобраться с визами, организовать просто комфортный быт на новом месте. Нужно было перебраться самому, понять, что все действительно подходит и устраивает. Разобраться с местным законодательством, понять принципы налогообложения, страхования, пенсионных отчислений и так далее. Нужно перевезти и перенастроить оборудование, в период переезда решить вопрос с удаленной работой сотрудников, которые переезжают позже или не переезжают вообще. Это долгий, крайне дорогостоящий и очень сложный процесс, который требует огромного количества энергии и временных вложений.

СТяжело было принимать решение? Как отнеслись к этой идее сотрудники?

Сотрудники отнеслись по-разному. Те, кто был в первых рядах за переезд, остались. Те же, кто сомневался, поехали. Вернулись в студию даже некогда покинувшие ее пенаты сотрудники, чтобы переехать. Решение было непростым. Но посудите сами: море, тепло, фрукты, хороший климат, невысокие цены, финансовый центр Европы, невообразимо низкий уровень преступности (1/6 от общеевропейского), английский и греческий языки, бесплатное образование, 290 солнечных дней в году, льготное налогообложение, улыбающиеся люди и отсутствие пробок. И это далеко не все. Простые и понятные радости, которые в России возведены в культ богатства, здесь обыденны и общедоступны: бассейн и свой гараж у каждого дома, возможность дешево купить нормальный автомобиль, отсутствие необходимости запирать машину, прекрасная экология, натуральные свежайшие продукты...

В Москве мы работали весь год, чтобы получить это все на пару недель. Здесь это доступно всегда, поэтому работать просто в кайф! Ты даже не думаешь об отпуске. Он тут не нужен. Каждый рабочий день — это уже отпуск. Когда мой партнер сказал своему шестилетнему племяннику, что он уезжает в страну, где на деревьях растут апельсины, тот посмотрел на него с величайшим недоверием и сказал: «Да ладно! Апельсины? На деревьях? Не верю!»

СКак устроен процесс регистрации, налоги?

Не все просто с документами, ну а где просто? Но проблемы несравнимы с теми, которые возникают из-за бюрократического аппарата в Москве. Здесь, по крайней мере, все логично и понятно. Это страна, которая уважает твою собственность, потому что они до 70-х годов были колонией Великобритании, где право на частную собственность — это главное право, и именно частную собственность защищает закон в первую очередь. В связи с тем, что мы занимаемся нематериальными активами, у нас суперльготное налогообложение: после всех вычетов, льгот и прочего, на круг выходит 2,4% налогов, а НДС со всех выплат возвращается компании.

ССколько сотрудников студии уже переехало и как вы их обустраивали?

Сейчас переехало немного сотрудников — только шестеро (частично с семьями), но до конца года переезжают еще минимум пять семей. Думаю, что суммарно сюда переберутся около 15 сотрудников и их семей.

Аренда недвижимости здесь значительно ниже, чем в Москве, поэтому сотрудникам еще и экономически это чрезвычайно выгодно. Страна сезонная, а наша профессия никак не связана с сезонностью, поэтому для нас это очень комфортно. Мы не зависим от внутреннего туристического рынка никак, а межсезонье только помогает получить более льготные цены, потому что после разъезда туристов цены на все падают вдвое и становятся гораздо ниже российских.

Принцип расселения сотрудников студии простой: не более 10 минут на машине до офиса. Одна семья снимает сейчас большую двухэтажную виллу с собственным бассейном. Обходится ей это вдвое дешевле двухкомнатной квартиры в Москве. Ребята без семей живут в апартаментах, что гораздо более выгодно, а по московским ценам — просто даром.

Для сравнения некоторые цифры. В Москве офис 240 кв. м в центре города нам обходился $10 000 в месяц. Здесь у нас (специально уточнил по документам) офис 310 кв. м с видом на море почти по всему периметру + крыша 210 кв. м + балконы 110 кв. м + гостевые апартаменты = 2950 евро. Местные говорят, что мы переплачиваем.

СЧто приносит доход студии и каков основной продукт?

В студии начался жесткий кризис еще в мае 2013 года, из которого мы до сих пор не вышли. Переезд на Кипр — это часть программы по выводу компании из полной задницы. Делать анимационное кино — это очень сложный бизнес. Долгие деньги и много внешних рисков. У нас скопилось много долговых обязательств, которые мы только начали закрывать. Главное, на чем зарабатывают сериалы, — это продажа лицензий на созданные бренды. У нас хедлайнер — это сериал «Куми-Куми». Минимизация операционных расходов, сокращение штатной численности почти на 70%, принятие на работу одного из ведущих сейлз-менеджеров на рынке — Ольги Крицкой (экс-«Смешарики») — это все позволяет удерживаться на плаву. Поступающих денег пока что еле хватает, чтобы просто выживать, но, по крайней мере, мы уже видим свет.

К сожалению, ситуация «Крымняш» и эта нелепая война с братской Украиной — это серьезный подрыв экономической стабильности на лицензионном рынке. Все встало. Лицензиаты боятся истратить лишнюю копейку (война же), покупательская способность упала в разы, власть перекрывает кислород телеканалам (для нас бродкастеры — это окно к нашему покупателю), никто не знает, что будет завтра.

Лицензиату тоже непросто: курс скачет, а у него длинные деньги. Он вкладывает ресурсы в марте одного года, чтобы в феврале следующего года получить продукт (пока пройдут все производственные итерации, пока будет готова производственная модель, пока все будет в Китае выпущено, пока пройдут три месяца, в течение которых плывет контейнер). Сначала он замораживает деньги на производстве, а потом в продукте, потому что товары не скупают мгновенно, должно пройти еще несколько месяцев. Все не так просто. И им, и нам, и всем.

СВаши самые известные работы — это сериалы Mr. Freeman, «Куми-Куми», Cut The Rope, «Котики, вперед!» Кто это покупает?

Фактически никто. Лицензиат покупает право на использование бренда в своей продукции: игрушки, канцтовары, кондитерские изделия, книги, раскраски, снегокаты, футболки, часы, чехлы для телефонов, плюш и т. д. А сериалы никто не покупает, кроме телеканалов, но это почти бесплатно. Российские бренды в большинстве своем покупают российские лицензиаты.

Только в России телевидение не покупает контент, а зачастую, наоборот, требует деньги за показ, говоря, что делает рекламу бренду. Во всем мире телеканалы контент покупают. Это часть лицензионного бизнеса — ТВ-продажи. «Куми-Куми» становится международным брендом. Шаг за шагом мы двигаемся в переговорах с иностранными компаниями, но это долгий и непростой путь.

СНасколько улучшились ваши показатели в связи с переездом в юрисдикцию другой страны?

На настоящий момент улучшения посчитать сложно, потому что сам переезд «съел» очень много денег. Но мы ожидаем, что уже в октябре этого года операционные расходы сократятся на 25%. Для нас это колоссальная экономия, чтобы закрывать предыдущие обязательства студии, которые мы не планируем бросать в России в стиле «кому должна я, я все прощаю». Для нас это дело чести.

СВы запомнили ваш первый день на Кипре?

Самое главное ощущение было: я приехал домой, туда, где мне хорошо, где я чувствую себя в безопасности и уюте. Это потрясающее чувство! Некоторое время назад я в FB публиковал открытое письмо — там я объясняю, почему мы уезжаем на Кипр.

СРоссийский опыт жизни и бизнеса вам в чем-то помог?

Опыт российский очень помогает. С такими навыками нигде не пропадешь. Сейчас я получаю безмерное удовольствие от жизни, какого не получал уже давно — от работы, семьи, спорта, от того, что в голове тонны новых идей и проектов, а главное, есть силы и бесконечное желание их воплощать!

А еще я заново учусь доверять людям. Здесь очень многое построено на простом доверии. Это касается и деловых моментов. Доверять и оправдывать доверительное отношение к себе — это и приятно, и интересно, и очень помогает быть всегда на позитиве. Тебя никто не хочет ни обмануть, ни наколоть, ни провести. Все открыты. Карты на столе. Здесь можно бизнес вести красиво! Читать дальше >>

Дмитрий Широносов

Павел Мунтян

Сержио Мен

Инара Невская

Тимур Шабаев

Ольга Большанина

Ираклий Бузиашвили

Мустафа Насреддинов

Михаил Котлов

Михаил Иванов

Анна Лангман

Любовь Богушевская

Константин Пинаев

Игорь Гордон

Марина Добринчук

Назад Читать дальше

Перейти к третьей странице

Читайте также

 

Новости наших партнеров