Александр Малис: Коррупция душит конкуренцию в нашей стране
Сегодня как никогда актуален вопрос о необходимости принятия конкретных мер для формирования здоровой конкурентной среды. В ноябре будет принят новый закон о торговле, но он, к сожалению, не предлагает никаких подвижек в сторону свободной конкуренции в нашей стране. Главная мера, которая, на мой взгляд, должна быть принята, — это снижение административных барьеров при входе на рынок. Сейчас, скажем, в сегменте сотового ритейла не очень большие барьеры, а в продуктовой нише они могут быть безумно высокими.
Я считаю, что в нашей стране у здорового соперничества на рынке есть только один враг — коррумпированные чиновники. Девяносто процентов проблем с конкуренцией — это следствие коррумпированности наших чиновников. Хотя при этом все чиновники громко выступают за защиту прав потребителей. Но это крокодиловы слезы.
Ведь, по сути, что такое конкуренция? Это когда человек занимается, например, торговлей и хочет, чтобы товар купили именно у него. И тогда делает определенные шаги: улучшает обслуживание или снижает цены.
А вот когда вопрос, купят или не купят у тебя что-нибудь, зависит от того, внес ли ты чиновничью ренту — это признак больной экономики. Поэтому я считаю, государство должно решительно бороться с коррупцией. На самом деле это несложно. Разумные законы действуют во многих странах мира. Они, к примеру, точно есть во многих странах Европы.
Там люди в какой-то момент поняли, что именно порождает взятки, и написали законы прямого действия. Конечно, я не утверждаю, что они полностью искоренили систему взяточничества в этих странах. Взятки там тоже существуют, но они как минимум на два порядка меньше, чем у нас, в России.
Чтобы принять такие законы у нас, нужна определенная решимость со стороны государства. Это необходимо, чтобы развивалась здоровая экономическая среда, в том числе конкурентная, которую коррупция безжалостно душит .
Меня, например, беспокоит один порядок, для конкуренции убийственный: все маленькие помещения, стоящие на муниципальной земле, должны каждый год выноситься на аукцион. Допустим, стоит себе палатка, чем-нибудь торгует. И каждый год ее владелец должен проходить через аукцион, чтобы подтвердить (или не подтвердить) свое право на аренду. Для меня это непонятный и непрозрачный механизм. С одной стороны, он может помочь снизить арендную плату, а с другой — способствовать ее неконтролируемому взлету.
А теперь давайте рассмотрим ситуацию, когда человек собрался что-то построить. Например, магазин. Реальность такова, что без серьезной административной поддержки он его не построит никогда. Чиновники его просто замучают. Но это тоже, кстати, к вопросу о конкуренции. Кто-то сможет построить, а кто-то не сможет.
Другая ситуация: вы, к примеру, хотите построить бензоколонку в Москве — больше бензоколонок, ниже цены на бензин. Попробуйте! Уверяю вас: на это может уйти вся ваша жизнь. А может и жизни не хватить. Но при этом какой-нибудь другой человек может ее запросто построить всего за месяц. И не просто построить, а даже вырубить под это парк. Почему? Потому что он знает обходные пути. А обходные пути очень недешевы. Значит, и цены на бензин не будут низкими. Коррупция раздувает цены.
Я в ФАС (Федеральная антимонопольная служба. – Прим. ред.) рассказывал такую историю: я в Америке знаю маленькую деревеньку, где есть пятачок, на котором стоят небольшие магазины. Так вот однажды Wallmart взял и построил рядом с ними свой супермаркет. И всех задавил своими низкими ценами. Результат — цены в маленьких магазинчиках тоже упали. А вот в России такая история невозможна: у тебя на примете может быть хоть чистое поле, но тебе не разрешат там ничего построить.
Вывод: все муниципальные постановления о выделении земли под торговые сооружения должны регулироваться неким общим законом прямого действия. Должно быть очень прозрачное правило: кому и при каких обстоятельствах дается разрешение на строительство, а кому нет. Сегодня чиновник решает: разрешить тебе поставить павильон или нет. А если это решает конкретный чиновник, то, соответственно, высока коррупционная составляющая. Когда же этот механизм прописан в законе, чиновник не может что-то запретить или что-то не дать в тех случаях, когда он обязан дать. Когда это будет четко прописано — все станет совсем по-другому. Но я не знаю, сколько придется ждать. Новый закон о торговле не помогает сделать механизм получения разрешений более прозрачным. А значит, о здоровой конкуренции нам остается только мечтать.