Re: Кто в хостеле живет
«Если ты не в Африке, где хочется иметь "безопасное убежище", смысла в luxury hotels особо нет. Зачем платить за мебель, которая мне не нужна, за гольф-поле, которым я не пользуюсь, за best location, которое часто – неправда?» – Даниил, тридцатидевятилетний ИТ-директор из Москвы, в последнее время все реже останавливается в дорогих отелях, хотя может себе это позволить. С одной стороны, много путешествуя, в том числе по Европе, он научился европейскому отношению к своим расходам. С другой стороны, ощущение нестабильности во время кризиса укрепило его в мысли, что разбрасываться деньгами не только не очень красиво, но и недальновидно.
Впрочем, дело не только в деньгах: «Я люблю, чтобы было с кем поговорить. С компанией студентов на кухне в хостеле можно приготовить совместный ужин, а это иногда веселее, чем идти в ресторан. Причем они с куда большим энтузиазмом обсудят мою идею пересечь Чили на мотоцикле, чем бармен отеля Four Seasons».
Даниил вспоминает забавную историю: его друг остановился в тайском Hilton и в один прекрасный вечер, будучи сильно навеселе, решил, что находится в Швейцарии. И все потому, что никакой разницы между женевским и бангкокским Hilton нет. А двух одинаковых хостелов быть почти не может. В первый год кризиса в Европе, Азии и Америке остановили строительство не одного десятка пятизвездных отелей, но открыли десятки новых хостелов. Газеты The New York Times и The Guardian даже придумали им название – «дизайнерские хостелы». Лучшие из них и вправду совсем не напоминают облезлые студенческие кампусы: достаточное количество двухместных номеров, бесплатный вай-фай, завтрак из фермерских продуктов, новая сантехника. И те, кто разбирается в вопросе, сразу видят: декор в дизайнерском хостеле не намного дешевле, чем в дизайнерском отеле.
«Хозяйка хостела в Мадриде сама нам приносила вино и сэндвичи в номер. Она очень старалась, чтобы постояльцы чувствовали себя как в гостях у друзей, и, в общем, у нее получалось создавать это ощущение», – говорит московский пиарщик Александр Астахов. В мадридском хостеле Riesco нет телевизоров, зато есть персидские ковры, резная мебель красного дерева, кожаные диваны и радиоприемники в стиле ар-деко. С балконов – вид на мэрию и центральную площадь. Этот старинный особняк принадлежал предкам нынешней хозяйки хостела. Когда ей в наследство достался этот дом, она взяла себе только пару комнат, а в остальных сделала номера для постояльцев. Комната в Riesco обошлась Саше и его девушке Ксении в пятьдесят евро за ночь. Дороговато для хостела, зато они жили вдвоем.
Саше Астахову уже за тридцать (в Европе и Америке сказали бы «немногим больше тридцати» – чувствуете разницу?), и большая часть его московских сверстников переключилась на четырех-пятизвездные отели. Но Саша научился вычислять по форумам в hostelworld.com и hostels.com, какой хостел окажется ужасным клоповником с британскими тинейджерами, которые начинают свое утро водкой с «ред буллом», а какой – чудесной находкой. Впрочем, возможно, Саша и Ксения пристрастны в своих воспоминаниях о Riesco – именно тут была зачата их дочь Агния, которой недавно исполнилось два года.
«Открытие этого лета: в свои тридцать три года я совсем не почувствовала себя в португальских хостелах старой бабкой, – сообщает Люся Грин, ведущая "Серебряного дождя" и жительница Брюсселя. – Добропорядочную даму за сорок, с которой мы утром столкнулись в хостеле Travellers House возле умывальника, вечером я встретила в ресторане Ramiro с самым вкусным seafood в Лиссабоне». Правда, годы все-таки немного дают о себе знать, шутит Люся: теперь она всегда бронирует отдельный номер. Но легко закрывает глаза на общий душ и отсутствие лифта. Кстати, Travellers House уже собрал все возможные награды и считается одним из лучших хостелов в мире.
«Крутые хостелы дорожат тем, что значатся, например, в путеводителе Lonely Planet, а потому стараются поддерживать репутацию. Могут, например, отказать подозрительным личностям в размещении, – говорит Карина Кейвсар, сотрудница московского рекламного агентства "Оранж". – Тщательно выбрав хостел, я всегда оказываюсь в компании близких мне по духу людей. Европейский студент даст дельный совет, какой ресторан местной кухни самый уютный и где сегодня вечером танцуют». Карине скоро тридцать пять лет, и, похоже, она классический кидалт1. По крайней мере, становиться солиднее в своих предпочтениях ей не хочется: «Между комфортом и эмоциями я выбираю эмоции».
Карина считает, что хостелы вполне хороши, даже если путешествуешь с ребенком (не грудным, конечно, сыну Карины восемь лет). И вспоминает, что во время одной из поездок встретила пятидесятилетнюю супружескую пару: оба они с сожалением говорили, что больше не могут останавливаться в хостелах – возраст требует все-таки большего комфорта.
Comfort is a precursor to death2, как говорит японский архитектор Аракава, который строит дома с эффектом anti-age. «На нас эффект anti-age оказывают хостелы», – поделилась своими ощущениями чета австралийских пенсионеров Норма и Спайк Куни на форуме hostelworld.com. Ей – шестьдесят восемь, ему – семьдесят два. Они впервые жили в хостеле в Сиэтле, когда свободных номеров в гостиницах просто не оказалось, а сил бродить уже не было. «Мы приехали в American Hotel, типичную студенческую общагу, – вспоминает Норма. – Спайк сказал: "Боже, это же притон". А я ответила: "Нет, это удивительное приключение"». С тех пор хостелы для них как наркотик.
«Детки, будьте бдительны: ваши родители просекли, что хостелы – это круто, – написал Крис Уолтерс, колумнист consumerist.com (сайта о потребительских трендах), буквально пару недель назад. – Хостелы больше не ассоциируются с одноименным фильмом ужасов. Состоятельные люди с удовольствием подсаживаются на хостелы, ведь там они не крутые бизнесмены, которым надо блюсти статус, а рядовые путешественники, как и все остальные».
Мария Пузанкова, шеф-редактор сайта travel.ru, рассказывает, что многие из европейских путешественников стали поступать следующим образом: половину отпускного времени они живут в хостеле, чтобы пообщаться и узнать город изнутри, а половину – в дорогом отеле, чтобы «отмыться и выпить шампанского за завтраком». Таким образом получается, что поездка стоит вполне разумных денег, плюс к тому переживаешь как будто две жизни, два совершенно разных, но незабываемых впечатления. Маша считает, что из русских путешественников в хостелах останавливаются самые свободомыслящие. «Я знаю примеры, когда продвинутая вроде тусовка собиралась на интересный дайв-спот где-нибудь в Азии, а потом все отменяла, потому что там "негде жить", то есть нет пятизвездных отелей.
Впрочем, нельзя сказать, что хостелы – это только для тревел-панков. Валерия Москательникова, ведущий специалист по логистике компании Expo Hold, каждый месяц летает в Европу – по работе и просто так. Она головокружительная красавица, которую представляешь себе исключительно с бокалом шампанского в интерьерах Mandarin Oriental. Тем не менее Лера всегда останавливается в хостелах, когда путешествует не по работе: «Да, в хостелах нет бассейнов и теннисных кортов, но скажите, зачем мне бассейн, если я хочу погулять по Милану?» Когда Лера едет одна, то бронирует отдельную комнату, если с компанией – выкупает целый дормиторий на восемь коек. Так ей нравится даже больше. Кроме того, Лера любит путешествовать по стране налегке, проводя в каждом городке по одной-две ночи и ничего не бронируя заранее – ведь в хостелах всегда есть хотя бы одна свободная кровать. Таким образом она объехала всю Испанию. Лера говорит, что те деньги, которые люди обычно переплачивают за отели, она экономит и тратит их на экскурсии и рестораны. «Или покупаю себе новую сумку Marni», – немного смущенно добавляет она.С
1 Кидалт – взрослый ребенок (англ. kidalt – аббревиатура от kid – «ребенок» и adult – «взрослый»)
2 «Комфорт – предтеча смерти»