Дуэль искусства со смертью

В Музее современного искусства Парижа открылась выставка «Deadline» 12 художников, которых объединяет только одно — все выставленные работы созданы после того, как художникам был поставлен смертельный диагноз

Фрагмент репродукции картины Мартина Киппенбергера «Lonesome?»
Фрагмент репродукции картины Мартина Киппенбергера «Lonesome?»
+T -
Поделиться:

Выставка «Deadline» (последний срок. — Прим. ред.) — это взгляд на уход из жизни 12 художников через их последние работы, в которых прослеживается осознание близкого конца, гнет неумолимо уходящего времени, преодоление себя, боли, отказывающей памяти, отчаяния.

В этих работах отражается мир, увиденный глазами человека, которому сообщили, что его путь завершен; в них синтез всей жизни и желание сказать правду, которую обычно замалчивают, думая, что все поправимо. Это последний жест, который несет в себе главный смысл творчества.

Рассказывает архитектор Дмитрий Цветков:

Главный вопрос, который возникает у посетителей этой выставки — этично ли делать смерть художника темой экспозиции? Мнения зрителей разделились. Противники обвиняют авторов идеи в спекуляции, считают, что недопустимо привлекать внимание к отпечатку болезни и смерти, которые проявляются в стиле и даже в выборе технике: видно, как художник торопится и не всегда достаточно внимателен. К чему подглядывать, как болезнь проявляется на холсте?..

Сторонники выставки, напротив, подчеркивают ее оптимизм. Если бы зритель попадал в мрачную, траурную атмосферу, а в работах проявлялось только страдание и разложение, то выставка, бесспорно, заслужила бы осуждение и обвинения в дурновкусии. Но здесь воплощена противоположная идея. Осознание близости собственной смерти освободило художников от социальных условностей и материального давления, а из побуждающих сил осталось только вдохновение, выраженное в огромном желании успеть и «дать смерти пинка». Последние произведения художника переживут смерть. Не это ли главное назначение искусства?