Олег Нилов разработал законопроект, корректирующий НДС на отдельные виды услуг. Ставку налога на международные авиаперевозки пассажиров и багажа депутат предложил поднять с ноля до 18 процентов, а ставку на внутренние рейсы наоборот снизить с нынешних 18 процентов до ноля. Когда депутат собирается внести проект на рассмотрение Госдумы, не уточняется.

Соответствующие поправки в Налоговый кодекс, как считает парламентарий, приведут к тому, что российские авиакомпании и туроператоры станут развивать внутренний туризм. «Это нововведение снизит транспортные расходы и стоимость перелетов внутри РФ, в том числе и для самих граждан», — добавил депутат. «Известия» отметили, что в случае принятия закона Нилова полеты за границу подорожают.

Сейчас ставка НДС в 18 процентов не распространяется на авиаперелеты в Крым и город федерального значения Севастополь. После присоединения к России регионы получили налоговые послабления, призванные способствовать развитию туристической отрасли на полуострове.

Александр Фридлянд, директор Научного центра мониторинга, анализа и прогнозирования НИИ гражданской авиации:

Представьте себе международный перелет по популярному направлению: туда летит множество российских и иностранных компаний, поэтому из-за огромной конкуренции они вынуждены снижать цены. На популярные направления все летают на крупных воздушных судах. Себестоимость кресла в них намного ниже, чем в 50-местных самолетах, которые используются на внутренних трассах с небольшим пассажиропотоком. А себестоимость обслуживания небольших региональных аэропортов гораздо выше, чем в больших международных аэропортах. Например, содержание взлетно-посадочной полосы не зависит от того, сколько пассажиров летает. Именно поэтому стоимость некоторых внутренних рейсов превышает стоимость более длинных международных.

Однако стоимость рейсов авиакомпании S7, которая летает на одном и том же парке как внутри страны, так и снаружи (обычно это «эйрбасы» и «боинги» примерно одинаковых размеров), то можно увидеть, что она практически одинакова, разница возникает только благодаря НДС, которая есть на внутренних рейсах.

Нилов хочет компенсировать снятие НДС с внутренних рейсов введением его на рейсах международных. Существенного плюса для пассажиров не будет, а отечественным авиакомпаниям это нанесет вред. Между российскими и иностранными авиакомпаниями идет отчаянная борьба на рынке международных перевозок, и российские перевозчики достаточно конкурентоспособны — в прежние годы они компенсировали убытки, полученные на внутренних рейсах, прибылью, получаемой на международных перевозках. Во многом именно благодаря этому они и держались на плаву. Своим безумным предложением депутат подрывает конкурентоспособность российских авиакомпаний на международных линиях. Можно подумать, что через Нилова говорят конкуренты, которые хотят вытеснить с рынка российских перевозчиков.

Компании, которые поставляют керосин, запчасти, ремонтные услуги, нередко выставляют счета на товары и услуги с НДС, потому что этот налог идет зачетом: тот, кто платит, на эту же сумму уменьшает свой платеж. Чтобы возвращать эту часть налога, нужно начинать мучительную переписку с государством, нанимать отдельных людей в юридической службе и бухгалтерии. «Аэрофлот», «Трансаэро» и S7 — корифеи нашей отрасли — способны держать такой штат и ждать полгода-год, пока государство им вернет эти затраты. Получается, они на время ожидания возврата налога беспроцентно кредитуют наше государство. Но небольшие авиакомпании, которые предоставляют свои услуги как раз на внутренних рейсах, этого сделать не смогут, и налог, которые они отдали государству через поставщиков, им, скорее всего, просто не вернут. Обнуление НДС нецелесообразно, лучше приравнять внутренние авиаперевозки к социально значимым товарам, что снизит НДС с 18 до 10 процентов.