Юлия Десятникова: Морали и ценности в зависимости от уровня дремучести
В Британии судят иммигранта-курда, который убил свою 15-летнюю дочь за то, что она «навлекла на семью бесчестие»
-
- Иллюстрация: Mary Evans/Photas
В Британии ежегодно расследуется более десяти «убийств чести» среди иммигрантов-мусульман. Сейчас в Лондоне идет суд над 49-летним Мехметом Гореном, обвиняемым в убийстве своей пятнадцатилетней дочери, которая сбежала с мужчиной и тем самым «навлекла на семью бесчестие».
Пятнадцатилетняя Тулай Горен иммигрировала в Великобританию из Турции вместе со своей семьей, запросив политическое убежище. В 1999 году она бесследно исчезла. Ее мать — Ханим Горен — в страхе перед мужем, который ее регулярно избивал, дала полиции ложные показания. Она поддержала версию супруга о том, что девушка сбежала из дому. Однако 10 лет спустя мать жертвы изменила свои показания, обвинив в убийстве дочери своего мужа и двух его братьев.
Тулай Горен вступила в добрачные отношения с тридцатилетним курдом Хилалом Уналом, принадлежавшим к суннитам. Родители Тулай, тоже курды по национальности, принадлежат к алавитам — религиозному меньшинству в Турции и были против этого союза по религиозным мотивам, а также из-за разницы в возрасте между их дочерью и ее возлюбленным. Девушка сбежала с ним, но отец вернул ее и связал, чтобы она не смогла бежать снова. Жене и двум другим своим детям он велел переночевать в доме брата, а на следующий день сообщил им, что девушка снова сбежала. Вернувшись домой, Ханим заметила пропажу двух больших кухонных ножей, бельевой веревки и пластиковых мешков для мусора. Тело девушки до сих пор не найдено.
В ходе судебного разбирательства мать девушки рассказала, что Мехмет Горен попытался заставить возлюбленного девушки заплатить 5000 фунтов в качестве «компенсации» за лишение ее чести. «Если бы он получил эти деньги, то не убил бы Тулай», — сказала Ханим Горен.
Суд все еще продолжается. Мехмет Горен и его братья отрицают убийство.
Сколько подобных смертей происходит в стране на самом деле — неизвестно, поскольку «убийства чести» совершаются родственниками жертвы по решению семейного совета и, зачастую, представляются правосудию как самоубийство, несчастный случай или исчезновение.
В феврале 2008 года глава Англиканской церкви архиепископ Кентерберийский Роуэн Уильямс вызвал возмущение британской общественности, заявив, что принятие некоторых аспектов исламских законов шариата в Великобритании неизбежно. В частности, архиепископ предложил применять шариатские правила в сфере семейного права для мусульманских браков.

Все это очень ожидаемо. Западное общество в силу своей морали, которая предполагает демократию, этому потворствует и выращивает бомбу замедленного действия непосредственно у себя под животом.
Поскольку государственная образовательная система, законодательная система и социальная система в целом, с моей точки зрения, этим вопросом абсолютно никак не озабочены, проблема довольно очевидна. Нельзя впустить в свою страну миллионы человек и не позаботиться о том, чтобы никаким образом не взять под контроль то, что они делают.
Эти дети и подростки ходят в обычные местные школы и к ним волей-неволей просачивается нормальная современная европейская мораль. Тем самым они вступают в совершенно неразрешимые противоречия со своими семьями.
Тинейджерский возраст самый уязвимый. Потребности у детей сформировались одни, а морали и ценности их семей предполагают что-то совершенно другое. А дальше — в зависимости от уровня дремучести. Если это совсем ультрарелигиозные семьи, то они и решают эти вопросы как умеют и как привыкли. Что для нас, конечно, совершенно чудовищно и неприемлемо.
Ответственность, прежде всего, лежит на государстве, которое должно дать соответствующие указания и выделить деньги на то, чтобы в рамках системы были сформированы социальные службы для работы с этими детьми и с этими семьями. Девочку же не сразу убили — наверняка, еще до того как она сбежала, этот же самый папа ее бил. Если бы дети знали адрес, куда можно пойти и пожаловаться в случае, если начались какие-то первичные притеснения, то, глядишь, постепенно и с течением времени удалось бы не доводить все до таких крайностей.
Единственный способ с этим справиться — научить новое поколение детей и подростков, что эти проблемы выносятся за сферу семьи, причем непременно и мгновенно.
Эту реплику поддерживают: