Фото: Саша Карелина
Фото: Саша Карелина

В «Испытании» никто не произносит ни слова. Идея снять кино такое кино пришла не сразу. Сначала продюсер Игорь Толстунов хотел сделать большое историческое кино про испытания ядерной бомбы в Семипалатинске. Но в процессе подготовки к съемкам оказалась, что денег на крупномасштабный проект не хватает. Поиски более бюджетного варианта привели к режиссеру Александру Котту, который давно мечтал снять полный метр в формате немого кино. Получилась поэтическая картина о девочке, которая живет с отцом в маленьком доме в степи Казахстана, и о двух влюбленных в нее юношах: русском кудрявом парне, который однажды случайно заезжает в деревню с группой исследователей, и местном казахе, который подвозит девушку домой изо дня в день на своей лошади.

Фото: Саша Карелина
Фото: Саша Карелина

«Испытание», напоминает, с одной стороны, работы Йоса Стеллинга, с другой — финал «Меланхолии» Триера, когда героев накрывает ядерный взрыв, и они умирают, взявшись за руки. Но если в «Меланхолии» герои на протяжении всего фильма живут с ощущением приближающейся катастрофы, то в «Испытании», наоборот, жизнь героев спокойна, традиционна и размеренна, а смерть приходят к ним неожиданно.

Наблюдая за красивой, почти застывшей картинкой на экране, зритель догадывается, что герои обречены, а значит, спешить некуда и можно спокойно разглядывать каждый кадр: как вода испаряется от жара камней, как ручей течет по засохшей канаве, и вода забирает с собой сухие ветки и листья, которые попадаются ей на пути, как в грузовике колышется занавеска, и сквозь нее проникают лучи заходящего солнца, как влюбленные играют в колыбель для кошки, как сменяют друг друга закат и восход.

После просмотра Игорь Толстунов рассказал участника проекта, что «Испытание» — это попытка сделать кино в жанре чистого искусства. «Формат фильма не дает возможности актерам в игре опереться на голос. Невозможность говорить они должны компенсировать своей игрой. И зритель должен поверить актерам, которые не сказали ему ни одного слова. Это сложная задача как для артистов, так и для зрителей. Это кино для подготовленной, избранной публики, которая любит содержательное кино и готова провести полтора часа за просмотром такой картины. Мы отдаем себе отчет, что это не массовое и не кассовое кино. Но и цели такой не было», — рассказал Толстунов.

Исполнительница главной роли, актриса Елена Ан добавила, что это фильм про людей, которые могут сами уничтожить все вокруг себя: «Порядок жизни может быть разрушен в любую минуту, надо жить в том моменте, в котором ты сейчас находишься и любить своих близких, потому что уже завтра их можно потерять».

«Фильм меня потряс, — рассказала режиссер Анастасия Матвеева. — Мне хотелось запомнить каждый кадр, съесть его, поймать, записать на жесткий диск и положить в голову. Музыка наполняла картину. Ни единого диалога, слова или внутреннего монолога. Но этого и не требовалось. В этой картине так много любви, что казалось, сейчас она выльется из экрана, и я утону в ней».

Фильм выйдет в ограниченный прокат 18 сентября.