
Гюльнара Алиярова: Работы Булатова, написанные в 70-е и 80-е, остаются злободневными
Картины Эрика Булатова не выставлялись в Советском Союзе: Минкульт официально заявлял о том, что художественной ценности они не представляют. Сегодня Булатов известен во всем мире как основатель соц-арта, лидер советского неофициального искусства и классик современного. Самые знаковые его работы прочно ассоциируются с образами советской эпохи, но по содержанию они противопоставляются тоталитарному режиму и насилию государства над личностью.
Экспозицию открывает картина «ЖИВУ — ВИЖУ», которая и дала название выставке: гиперреалистичная панорама Москвы из окна мастерской художника на Чистопрудном бульваре. Сам Булатов считает эту работу важной для своего творчества, она иллюстрирует принцип ответственности художника — изображать все достоверно, таким, какое оно есть: «Я написал эту картину с желанием сказать “я клянусь не отворачиваться и не врать”».
Стремление Булатова к достоверности и честности в искусстве еще на начальных этапах его творчества побудило его к поискам художественных техник и приемов, с помощью которых его картины будут передавать реальность без искажений. Одной из ключевых работ, которая позволила Булатову разобраться со структурой картины, стала «Горизонталь». Простая геометрия картины постулирует чрезвычайную важность правильно организованного пространства внутри нее, когда малейшая неточность может картину полностью разрушить. «“Горизонталь”, — считает глава фармацевтической компании “Авеста” Гюльнара Алиярова, — это важнейшее событие для живописи. Теоретические открытия Булатова о пространстве картины поражают не на интеллектуальном, а на эмоциональном уровне».