«Артмоссфера». Москва как центр мирового стрит-арта
Владимир Филиппов, заместитель главы Департамента культуры Москвы
О биеннале. Биеннале уличного искусства «АРТМОССФЕРА» — это проект, который родился осенью прошлого года после большой работы над фестивалем ЛГЗ («Лучший город Земли»). Тогда мы решили, что нужен проект, который не только займется благоустройством городской среды, но также будет содействовать развитию субкультуры уличного искусства. Именно с таким проектом к нам пришли Сабина Чагин и Юля Ларионова.
О стрит-арте. Уличное искусство в России сейчас — это не просто мода или новое течение. Мы реализуем через Департамент культуры программы развития этой субкультуры, так как нам важно поддерживать развитие сообществ молодых людей. Подобные мероприятия также содействуют благоустройству города, так как художники создали красивые монументальные росписи на стенах домов. Мы надеемся, что проведение биеннале станет хорошей традицией.
Сабина Чагин, куратор биеннале «АРТМОССФЕРА»
Мы долго вынашивали идею биеннале, куда будут приглашены художники, кураторы, организаторы подобных фестивалей из разных стран, с целью обмена опытом и коллабораций с российскими художниками. В итоге за полгода мы собрали 70 художников (35 иностранных, 35 российских). Мы хотели, чтобы каждый создавал свою работу здесь, в формате арт-резиденции. Так и вышло, практически 90% работ созданы за две недели до начала мероприятия в Москве, в различных студиях и мастерских. За это время все художники перезнакомились друг с другом. В течение биеннале было сделано около пяти больших совместных работ на улице. Некоторые еще умудрились сделать монументальную роспись на фасадах, а один из участников — трехметровую скульптуру для Музеона.
Помимо художников были приглашены кураторы фестивалей уличного искусства от Азорских островов до Атланты. Они представляли свои проекты на конференции, которая проходила 7-8 сентября в Большом зале Artplay. Познакомиться с иностранными кураторами было очень важно для российских художников, так как у нас уже много талантливых людей, которые вполне могут принимать участие в европейских и американских фестивалях уличного искусства.
Художник Абер
СЧто вас раздражает в уличном искусстве?
Я считаю, что очень важно, когда работы на улице вписываются в городское пространство, формируют визуальную эстетику окружающей среды. Когда этого не происходит, возникает ощущение, что художник агрессивно навязывает свое творчество, и как результат — отторжение его работ городом.
СНа чем нельзя рисовать?
Любому адекватному человеку понятно, что нельзя рисовать на объектах, имеющих культурную ценность, памятниках, объектах, связанных с религией или культом.
СНа каком здании и что именно вы мечтаете изобразить?
Сейчас для меня интересны стены большого формата. Если сравнивать изобразительное искусство с музыкой, то можно провести аналогию между размером произведения любой формы визуального искусства и громкостью музыки, силой басов. Масштабные работы в городском пространстве звучат громче, тем самым привлекая больше внимания. А постоянный визуальный контакт с огромными фресками позволяет проникнуться творчеством художника. Думаю, стена на Таймс-сквер или в даунтауне Токио могла бы стать подходящим носителем для моих работ.
СЧего вы опасаетесь?
Я опасаюсь, что в нашей стране, в связи с политической ситуацией, стрит-арт может приглянуться политтехнологам. В таком случае мы неминуемо вернемся к чему-то похожему на советское монументальное искусство с его ориентацией на пропаганду ценностей, навязываемых правящей элитой. А самое грустное при таком повороте то, что качество такой монументалки будет в разы ниже, чем то, что создавалось в СССР. Сегодня мы уже знаем такие примеры.С
Художник Анатолий AKUE
СЧто раздражает в граффити?
Меня в целом ничего не раздражает, все заняты своим делом и имеют свою точку зрения на этот счет. Глупо было бы тратить свое время целиком на написание имен на улицах в надежде приобрести славу или какое-то уважение среди людей в наше время, не знаю, насколько эта схема работает.
Все наши «творческие» проявления очень относительны, но тем не менее есть вещи, которые более эффективно работают на улице — это хорошая композиция или форма с цветом, также хорошая идея может быть воспринята очень позитивно, имея отклик в сердцах людей. В моем понимании хорошая работа — это если человек улыбнулся, переключился с каких-то своих проблем или задумался о действительно важных аспектах жизни, например, о нашей драгоценной человеческой жизни, ее свободе и возможностях.
СО чем мечтаешь?
Грандиозные планы в отношении граффити немного утратили свежесть (особые места, фестивали и прочее). Что приходит, с тем я и работаю. Иначе голова от планов или разочарования может взорваться. Когда есть какие-то творческие задачи, это хорошо, но здорово напоминать себе, что, сколько бы грандиозных картин ты ни создал, как хорошо или плохо люди о творчестве ни отзывались бы, сколько бы галерей ни выставляли твои работы, все это невозможно забрать с собой в следующую жизнь, а зависимость от этих идей делает нас действительно несвободными.
СВолнует ли тебя коммерциализация стрит-арта?
Если я кому-то заплачу за работу — я буду рад, ведь таким образом я поддержу его жизнь, покажу, что его творчество ценится, я его уважаю за его качества, я их вижу. В творчестве это тонкая грань, рисования на поток и поддержания живости вдохновения. Каждый решает сам, где эта грань стоит. Не хотелось бы, чтобы люди использовали возможности художников как инструмент для манипуляции мнением людей, в политических целях и т. д. Еще смешней, когда художники, которые выступают с политическими идеями, оплачивают свои счета за счет госзаказчика.
Художники тоже хотят есть, покупать детям новую одежду и путешествовать, и волна популяризации это позволяет делать. Хорошо, что сейчас есть такая возможность, вскоре эта ситуация может измениться.
СКакие у тебя приоритеты?
С учетом того, что я много путешествую и иногда приходится отказываться от работы и проектов, я уяснил для себя пару вещей, которые могут облегчить жизнь:
— Всех денег не заработать, так что можно расслабиться.
— Делись заказами с друзьями.
— Уделяй время своим идеям, слушай себя.
— Делай перерывы, меняй обстановку, пусть взгляд будет широким.
— Разделяй радость и шаги на пути со всеми существами во всем мире, представляй, что, когда тебе хорошо, все существа испытывают то же самое.С
Художник Nicolas Barrome
СЧто/кто раздражает вас в уличном искусстве?
Ммм, не самый простой вопрос для начала. Пожалуй, больше всего меня раздражает тот факт, что некоторые художники считаются легендами стрит-арта и им предоставляются потрясающие возможности только потому, что они были у истоков, а не благодаря какому-то невероятному таланту или силе личности.
СКакая ваша заветная мечта? Что и на каком здании вы бы хотели нарисовать? Рейхстаг? Кремль? Тадж-Махал?
У меня нет какой-то конкретной мечты, я бы хотел всю жизнь заниматься этой сумасшедшей работой, мне кажется, нам очень повезло. Но если речь идет о какой-то постройке, я бы выбрал Великую Китайскую стену, а не те варианты, которые вы предлагаете. Это было бы самое огромное граффити в мире. Знаю, это невозможно, но речь ведь идет о мечте? Или, например, разрисовать Луну — представьте себе очень яркое граффити посередине серой пустыни. Было бы здорово!
СКак вы выбираете здания под ваши работы?
Если честно, я не выбираю. Я рисую на зданиях, которые мне предлагают, пока я не настолько известен, чтобы сказать: «Привет! Я бы хотел вот эту стеночку расписать и еще вон ту». Когда я только начинал, я рисовал на стенах заброшенных заводов. Во-первых, потому что немного стеснялся, но и потому что мне нравилось находить стены с «естественной росписью», я имею в виду следы времени: вегетация, старые кирпичи — я пытаюсь использовать это в своих композициях. Раньше, лет восемь назад, я жил в городе, известном своими текстильными заводами, теперь они все закрыты. Сейчас я живу в Париже, у меня нет времени искать все эти заброшенные места, и мне этого не хватает.
СЧто вы думаете о стремительной коммерциализации уличного искусства?
Я думаю это хорошо, меня это не раздражает. Как я и говорил, я думаю, что успех не всегда приходит к тем, кто его заслуживает, но это другая проблема, а то, что у уличных художников появляется все больше и больше возможностей расписывать дома по всему миру, выставляться в галереях, — это отлично! Как я могу думать иначе?
СКак часто художники сталкиваются с трудностями при общении с горожанами?
С горожанами я очень люблю встречаться, общаться, узнавать, что они думают о моих работах. На улицах я создаю очень яркие, позитивные работы, у нас нет возможности узнать, хотят ли прохожие видеть то, что мы рисуем, каждый день по дороге на работу, поэтому я стараюсь делать что-то такое, что заставит их улыбнуться. Мои главные поклонники — дети. Они быстрее остальных разгадывают персонажей, которых я рисую. Я очень радуюсь, когда вижу детей перед моими работами, которые говорят: «Па-а-а-ап, смотри, какая собака…»
СЧто сейчас модно в стрит-арте?
Мне кажется, уличное искусство не очень фешенебельно сейчас. Некоторые художники в тренде, но многие совершенно неизвестны, несмотря на свой талант.
Наверное, главное веяние в уличном искусстве сейчас — это то, что художники стремятся расписывать стены все больших и больших размеров. Такое ощущение, что, если стена ниже чем 50 метров, это уже не круто.
Я практически уверен, что стрит-арт скоро сильно изменится, как это произошло с другими направлениями в искусстве. Но я надеюсь, что это произойдет не завтра.С
Художник Trun
СЧто вас раздражает в уличном искусстве?
Ровным счетом ничего.
СКакое граффити вы считаете бесполезным и глупым?
Не бывает бесполезного и глупого граффити, бывает не граффити.
СНа каком здании и что именно вы бы хотели изобразить?
Хочу сделать цветной кусок на Фобосе (монолит).
СКак вообще вы выбираете здания?
Сложно сказать, кто кого выбирает. Склоняюсь к мысли, что они меня.
СКак вы относитесь к стремительной коммерциализации стрит-арта?
Нормально.С
Художник Стас Добрый
СКакое граффити вы считаете бесполезным и глупым?
Любое граффити, сделанное на улице, имеет право на жизнь, потому что улица — это пространство, лишенное рамок. Эти рамки придумывает сам человек, общество, культура, субкультура. То, что кажется нам сейчас бесполезным и глупым, может лет через двадцать вдруг попасть в выставочные залы. Главное — это постоянство.
СО чем вы мечтаете? На каком здании и что именно вы бы хотели изобразить?
У меня нет особых планок в уличном рисовании. Я просто стараюсь это делать последовательно. День за днем, год за годом. Мне интересно понять, как долго я смогу рисовать на улице. Находить положительные моменты для себя, которые заставляют оставаться активным. Когда-то у меня была идея построить в чистом поле кирпичную стену специально для рисунка. Отчасти на выставке «Артмоссфера» моя идея воплотилась. Мне построили стену.
СКак вы выбираете здания?
Я рисую там, где город дает брешь.
СКак вы относитесь к стремительной коммерциализации стрит-арта?
Никак. Уличный художник должен понимать, что там, где начинается коммерция, улица заканчивается, и оказывается, что рисование на улице было промежуточным состоянием, а не целью. Уходит ощущение свободы, появляется ремесло. Немногие художники могут перенести энергетику своих уличных работ и вместить их в коммерческие рамки. Я, например, не могу.
СЧего вы боитесь?
Боюсь зимы. Это тот момент, когда внутри начинается самокопание и вопросы в духе «а зачем я это делаю?». Это будет уже 13-й раз, когда мне предстоит ответить на этот вопрос.С
Художник Андрей Adno
СЧто вас раздражает в уличном искусстве? Какое граффити вы считаете бесполезным и глупым?
Не очень нравится пропаганда в работах. От этого не нравятся все те, кто использует настенную живопись как канал для пропаганды.
СА что для вас предел мечтаний? На каком здании и что именно вы бы хотели изобразить? Рейхстаг, Кремль, Тадж-Махал?
Это памятники архитектуры, они красивы сами по себе. Лично я бы с удовольствием оформил ракету для запуска в космос. Серьезно. Готов приступить хоть завтра.
СКак вы выбираете здания?
Те, которые хотелось бы оформить, заняты «патриотизмом». В остальном выбирать особо не приходится.
СКак вы относитесь к стремительной коммерциализации стрит-арта?
Хорошо, если бы не появлялось много лишних людей, которые зарабатывают деньги и не заботятся о содержании. В итоге есть работы на фасадах, от которых тошнит.С
Художники Zmogk
СЧто вас раздражает в уличном искусстве?
Политические пропагандистские работы наподобие «Крым наш» и т. п. Сильно раздражает употребление в прессе терминов наподобие «граффитист(ы)». Пора уже стать журналистом грамотными и использовать «граффити-художник» (или «райтер», от англ. writer, graffiti writer) или «уличный художник». Также немного раздражает некоторая однобокость мышления некоторых деятелей нашей уличной сцены. Но каждый из нас имеет право на собственное мнение.
СВопрос о пустых пространствах: на чем нельзя рисовать?
По чьему мнению? Нельзя рисовать на памятниках архитектуры и зданиях, представляющих историческую ценность. В последнем случае можно делать исключения, с моей точки зрения, как, например, фасады старых построек. Но подходить к этому вопросу очень аккуратно.
СНа каком здании и что именно вы бы хотели изобразить? Рейхстаг, Кремль, Тадж-Махал?
Смотрите ответ выше. Ни на одном из перечисленных и ни на одном из им подобных.
Мечта, чтобы каждый фасад в городе, пусть то новостройки, которых в спальных районах очень много, или небольшие торцы зданий в центре, были отданы художникам под роспись, одна из многих мечт, что у меня есть. И чтобы художники могли проявить себя, а не рисовать лишь жирафов и зебр во ржи. Гуляя или проезжая по Москве, я вижу много вариантов для реализации своих идей, а также идей других художников, часто мне понятно, что именно мой рисунок тут был бы не совсем уместен, а вот работа знакомого художника, его стиль и техника, были бы в самый раз. У меня есть большая подборка стен и фасадов в Москве, где я хотел бы сделать рисунок. Например, огромная серая стена на Крылатской улице, 28. Уверен, что в ближайшем будущем эти идеи и задумки воплотятся в жизнь.
СКак вы выбираете здания?
Зависит от целей. Если вы говорите о зданиях, то тут важен хороший обзор и окружающий ландшафт. Если о классическом граффити, то тут масса иных критериев и больше зависит от пристрастий конкретного художника.
СКак вы относитесь к стремительной коммерциализации стрит-арта?
Не вижу ничего плохого в этом. Любому художнику рано или поздно начинают платить за его творчество. Его творчество продают в галереях, на улице и так далее. Суть одна: ему платят за его творчество. Для меня важно оставаться самим собой и совмещать романтику нелегального рисования (или полулегального) и коммерческого.
Лично я категорически против участия политических и религиозных структур. Для них никогда ничего не делал и не буду. Также советую всем художникам не делать этого. Я всегда стараюсь ставить во главу авторский стиль, свой или другого художника. Если это коммерческий продукт некоего бренда, то лучшим решением будет работа художника в его стиле, в идеале на свободную тематику.
СКак часто вы чувствуете противостояние между муниципалитетами, горожанами и художниками?
Меня эта проблема касается больше косвенно, чем напрямую. Все согласования обеспечивают организации, с которыми я сотрудничаю. По причине того, что мое творчество абстрактное, то, несмотря на то что подавляющему большинству результат нравится, часто можно услышать комментарии наподобие «это нам непонятно» или «слишком ярко и динамично».
СЧего вы боитесь?
Ослепнуть.С
Художник 108
СЧто раздражает тебя в уличном искусстве?
Множество вещей. Глупо иногда думать об этом, но я просто ненавижу это словосочетание. Я хотел сказать, что оно могло стать идеальным термином — любое искусство, созданное на улице, — просто идеально. Основная проблема состоит в том, что выражение «уличное искусство» за последние 10 лет использовалось для совершенно разных вещей: от выставок в галереях до оформления обуви, а зачастую просто для того, чтобы событие становилось более «городским», более модным. Подобные вещи меня раздражают. Другой вопрос — это развитие этого движения. Это был один из самых прямых (бесхитростных) и интересных способов создавать искусство, чем до сих пор и остается для некоторых, но в большей степени превратился в дешевую попытку создавать творения без какого-либо глубокого анализа…
СНа каком здании и что ты хотел бы нарисовать? Рейхстаг, Кремль, Тадж-Махал?
Вау, Рейхстаг, Кремль, Тадж-Махал? Я бы с удовольствием поработал с каждым из этих мест, но у меня никогда не будет возможности покрасить в таких серьезных (важных) местах. Выставка внутри одного из этих мест была бы моей мечтой. Тем не менее я люблю работать в спокойных местах, также обожаю маленькие размеры… Эстетически, когда я думаю об огромных работах, на ум приходят огромные бетонные устаревшие дома среди лесов. Но если начистоту, если бы я действительно хотел сделать что-то серьезное, я бы хотел поработать на другом уровне публичного искусства, например, помочь природе победить бетон.
СКак ты выбираешь здание для своих работ?
Я считаю, что поиск идеального места для работы — это уже полдела, когда ты работаешь в публичных местах. Фестивали — отличное место для знакомства, но для меня более важно работать на «неконтролируемых» проектах: обычно мы ищем заброшенные места, особенно заводы… Мне нравится с уважением относиться к месту, в котором я творю. Случалось, что стены были слишком хороши, идеальны со своим мхом и ржавчиной, и я принимал решение оставить все как есть. Довольно давно я решил использовать только черную краску, считая черный самым почтительным цветом для таких мест. Сейчас мои основные работы делаются на классических поверхностях, таких как бумага или холст, но я был бы совершенно другим без работ в общественных местах.
СЧто ты думаешь о быстрой коммерциализации уличного искусства?
Мне кажется, что сегодня все происходит слишком быстро. Это не только об искусстве или уличном искусстве, но обо всем. Множество раз, разговаривая с другими художниками и кураторами, обращал внимание, что они говорят только о деньгах и торговле в искусстве. Мне это не нравится. Я имею в виду, это, конечно, важно, потому что сейчас это наша работа, но я никогда не думал о деньгах, начиная рисовать, я делал «странное граффити», когда словосочетания «уличное искусство» еще было не в ходу, это было все антиприбыльно, потому что классические граффити-художники думали, что мы фрики. Через несколько лет все поменялось, и почти все пионеры движения сейчас позабыты, а новые художники были порождены рынком. Сегодня я стараюсь оставаться независимым, насколько это возможно. Проблема в том, что если к этому относиться как к бизнесу, прикинуть все с холодной головой, выбрать подходящую тему, подходящие цвета, подобрать нужные слова, можно без проблем стать известным уличным художником. Но это не мой путь.
СКак часто ты чувствуешь противостояние между городом, жителями и художниками?
Еще раз: мое видение искусства в общественных местах всегда было немного особенным. Для меня искусство должно быть чем-то очень личным, но когда ты создаешь работу в общественном месте, она уже не личная. Поэтому однажды, думая обо всем этом, я решил сбежать из города и уехать туда, где я бы мог работать в одиночестве или с небольшой компанией. Я уже говорил о заброшенных местах. Обычно, рисуя на фестивале, мне приходится договариваться с организаторами или местными властями о своей работе. Мой подход в таких вещах очень прост: я могу сделать это, если вам это нравится — замечательно, если нет — ищите другого художника. Это может прозвучать немного жестко, но для меня это самый честный способ работать.
СУличное искусство — это мода? Что ты чувствуешь по этому поводу? Чего ты боишься?
Да, мода в уличном искусстве очень важна. Я занимаюсь абстрактным искусством, мои работы могут быть годами никому не интересны. Много раз людям было просто любопытно, и они приглашали меня как «фрика». В последнее время многое поменялось, абстракцию хорошо принимают на «сцене». К сожалению, часто художники и кураторы гонятся за эстетической составляющей, а не за смыслом, поэтому в абстрактном ответвлении уличного искусства мы все чаще видим стремление в пустоту. Спустя годы я могу сказать, что зачастую основное, что нравится людям, — это смесь из цветов, больших лиц и трендов в данный момент времени. Если бы я хотел быть сейчас на волне, мне бы стоило рисовать реалистичные лица, с кучей цветных графических деталей… может быть.С
Художник Hell’o monsters
СЧто раздражает вас в уличном искусстве?
Понятие «уличное искусство» как тренд.
СКакая ваша заветная мечта? Что и на каком здании вы бы хотели нарисовать?
Ничего конкретного, но, может, что-то необычное, какая-нибудь огромная стена «посредине ничего».
СКак вы выбираете здания под ваши работы?
Чаще всего нам предлагают расписать ту или иную стену, но, если есть выбор, мы выбираем самые огромные и самые гладкие.
СЧто вы думаете о стремительной коммерциализации уличного искусства?
Если художнику удается вписаться в арт-рынок и зарабатывать этим на жизнь, что ж, классно, но не стоит называть это уличным искусством в его основном значении, это уже совсем другая история.
СКак часто художники сталкиваются с трудностями при общении с муниципалитетами, горожанами?
Для нас встреча с горожанами, какой бы она ни была, всегда в кайф. Это часть всего процесса. С муниципалитетом обычно все очень долго и сложно, но в конечном счете это не мешает нам рисовать.
СЕсть ли в стрит-арт культуре понятие модно/не модно. Что модно сейчас? Каково ваше к этому отношение?
Да, безусловно. Но мы, Hell`o monsters, не то чтобы уличные художники. Мы занимаемся дизайном, делаем как супермаленькие зарисовки, так и громадные: на бумаге, на одежде, внутри, снаружи — но это не стрит-арт! Нам важно рисовать, а где — это уже второстепенный вопрос. Нам бы хотелось продолжать работать именно так, в коллаборации с фэшн-индустрией, с галереями и т. д. Это наша работа, и если мы «модные», ну о’кей, мы стараемся идти в ногу со временем.
СЧего вы боитесь?
Потерять руки.С