Александр Астахов /

«Артмоссфера». Москва как центр мирового стрит-арта

С 6 сентября по 2 ноября в Москве проходит Первая международная биеннале уличного искусства «Артмоссфера», во время которой художники из разных стран будут расписывать фасады домов, создавать арт-объекты и устраивать экспозиции в самых неожиданных местах. «Сноб» расспросил организаторов и авторов о современном стрит-арте

+T -
Поделиться:
Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Владимир Филиппов, заместитель главы Департамента культуры Москвы

О биеннале. Биеннале уличного искусства «АРТМОССФЕРА» — это проект, который родился осенью прошлого года после большой работы над фестивалем ЛГЗ («Лучший город Земли»). Тогда мы решили, что нужен проект, который не только займется благоустройством городской среды, но также будет содействовать развитию субкультуры уличного искусства. Именно с таким проектом к нам пришли Сабина Чагин и Юля Ларионова.

О стрит-арте. Уличное искусство в России сейчас — это не просто мода или новое течение. Мы реализуем через Департамент культуры программы развития этой субкультуры, так как нам важно поддерживать развитие сообществ молодых людей. Подобные мероприятия также содействуют благоустройству города, так как художники создали красивые монументальные росписи на стенах домов. Мы надеемся, что проведение биеннале станет хорошей традицией. 

Сабина Чагин, куратор биеннале «АРТМОССФЕРА»

Мы долго вынашивали идею биеннале, куда будут приглашены художники, кураторы, организаторы подобных фестивалей из разных стран, с целью обмена опытом и коллабораций с российскими художниками. В итоге за полгода мы собрали 70 художников (35 иностранных, 35 российских). Мы хотели, чтобы каждый создавал свою работу здесь, в формате арт-резиденции. Так и вышло, практически 90% работ созданы за две недели до начала мероприятия в Москве, в различных студиях и мастерских. За это время все художники перезнакомились друг с другом. В течение биеннале было сделано около пяти больших совместных работ на улице. Некоторые еще умудрились сделать монументальную роспись на фасадах, а один из участников — трехметровую скульптуру для Музеона. 

Помимо художников были приглашены кураторы фестивалей уличного искусства от Азорских островов до Атланты. Они представляли свои проекты на конференции, которая проходила 7-8 сентября в Большом зале Artplay. Познакомиться с иностранными кураторами было очень важно для российских художников, так как у нас уже много талантливых людей, которые вполне могут принимать участие в европейских и американских фестивалях уличного искусства.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой
Aber
в 

Художник Абер

СЧто вас раздражает в уличном искусстве?

Я считаю, что очень важно, когда работы на улице вписываются в городское пространство, формируют визуальную эстетику окружающей среды. Когда этого не происходит, возникает ощущение, что художник агрессивно навязывает свое творчество, и как результат — отторжение его работ городом.

СНа чем нельзя рисовать?

Любому адекватному человеку понятно, что нельзя рисовать на объектах, имеющих культурную ценность, памятниках, объектах, связанных с религией или культом.

СНа каком здании и что именно вы мечтаете изобразить?

Сейчас для меня интересны стены большого формата. Если сравнивать изобразительное искусство с музыкой, то можно провести аналогию между размером произведения любой формы визуального искусства и громкостью музыки, силой басов. Масштабные работы в городском пространстве звучат громче, тем самым привлекая больше внимания. А постоянный визуальный контакт с огромными  фресками позволяет проникнуться творчеством художника. Думаю, стена на Таймс-сквер или в даунтауне Токио могла бы стать подходящим носителем для моих работ.

СЧего вы опасаетесь? 

Я опасаюсь, что в нашей стране, в связи с политической ситуацией, стрит-арт может приглянуться политтехнологам. В таком случае мы неминуемо вернемся к чему-то похожему на советское монументальное искусство с его ориентацией на пропаганду ценностей, навязываемых правящей элитой. А самое грустное при таком повороте то, что качество такой монументалки будет в разы ниже, чем то, что создавалось в СССР. Сегодня мы уже знаем такие примеры.С

Читать дальше >>

Читать дальше

Перейти ко второй странице