Компания «Газпром», по мнению Сечина, допускает независимых производителей к трубопроводной системе по своему усмотрению. При этом согласования о транспортировке могут идти несколько месяцев, из-за чего независимым компаниям приходится закачивать газ в подземные хранилища (ПХГ), которые также принадлежат «Газпрому». Сечин отметил, что тарифы на хранение настолько высоки, что торговля газом через ПХГ становится убыточной.

Хранение газа под землей обходится независимым производителям в 500-900 рублей за 1000 кубометров, при этом прибыль от продажи одной тысячи кубометров составляет 200-400 рублей. По мнению Игоря Сечина, это дает «Газпрому» дополнительные рычаги, из-за чего независимые компании продают газ монополисту по ценам, ниже рыночных.

Договоры на транспортировку, указал Сечин, в большинстве своем заключаются на пять лет, что создает дополнительные риски, поскольку обычно разработка месторождений идет 30 лет, а договоры с потребителями могут длиться 15-25 лет.

Тарифы на транспортировку газа также высоки, что делает невыгодным поставку газа из Ямала или Западной Сибири в южные регионы страны. В 2007 году тариф на транспортировку одной тысячи кубометров на 100 километров в России составлял 1,2 доллара, а в США — 1,4 доллара. С тех пор в Штатах, подчеркнул Сечин, тариф почти не изменился, а в России вырос до двух долларов.

Дмитрий Медведев после получения писем попросил Минэкономики, Минэнерго, Федеральную службу по тарифам и антимонопольную службу подготовить свои позиции по этому вопросу к 18 сентября. Пока что никаких решений о реформе в «Газпроме» не принято.

Игорь Сечин не в первые выступил против монополии «Газпрома». В июне 2014 года в ходе заседания комиссии по ТЭКу при президенте России глава «Роснефти» попросил разрешить независимым производителям экспортировать газ с новых месторождений на востоке страны. По оценке экспертов, если правительство частично отменит монополию «Газпрома» только в этом вопросе, то компания Сечина может получить один миллиард долларов дополнительной выручки.

Андрей Чернявский, экономист Центра развития Высшей школы экономики:

В России существует большая проблема, связанная с монополией «Газпрома» на транспортировку природного газа. Действует закон «Об экспорте газа» от 2006 года, в соответствии с которым исключительное право на транспортировку газа имеет собственник газотранспортной системы, то есть «Газпром». Добывать газ можно, а экспортировать его другим компаниям нельзя.

«Газпром» регулирует условия транспортировки и принимает решения о допущении компаний к трубе. Многие нефтяные компании, которые имеют на своих территориях лицензию на добычу углеводородов, не добывают газ, потому что в условиях действующего российского законодательства добывать газ им невыгодно. Это ограничивает производство газа, инвестиции в эту отрасль, из-за чего страдает вся российская экономика и бюджет. При этом «Газпром» ведет бизнес неэффективно. По последнему отчету за восемь месяцев этого года видно, что объемы продаж газа у «Газпрома» упали на четыре процента по сравнению с прошлым годом. Это небольшое падение, но по отношению к газу такого быть не должно, так как газ — это товар, который нуден всем и покупатель на него есть всегда. Падение продаж газа связано исключительно с недоинвестированием в эту отрасль.

Ситуацию в газовой отрасли необходимо реформировать, например, как это сделано в нефтяной отрасли. Добывающие нефть компании и «Транснефть» — это все-таки разные компании. С «Газпромом» тягаться очень трудно, но «Роснефть» тоже мощная компания, поэтому она ставит вопрос о том, чтобы лишить «Газпром» монополии. Если «Роснефть» на своих участках имеет большие запасы газа, то она не может этим бизнесом заниматься без преодоления монополии «Газпрома» на экспорт. Это особенно актуально с развитием восточного направления, где необходимо построить дополнительные части газотранспортной системы, так как эти ветки на востоке страны заканчиваются в районе Томской области. Добыча газа в Восточной Сибири не развивается как раз из-за проблем с нехваткой газотранспортных систем. Это экономическая подоплека конфликта между «Газпромом» и «Роснефтью».

Системный доступ к транспортировке газа должен быть не только у этих компаний, но и у других независимых производителей. Если этот законодательный барьер будет преодолен, то добыча газа может увеличиться как минимум на 10 процентов в ближайшие годы.