«Сам по себе корабль "Мистраль" — это большой десантный корабль-док. Могу сказать свое личное мнение: мы могли бы обойтись без этого контракта, потому что теперь мы имеем возможности крупноблочной сборки такого рода кораблей», — сказал Дмитрий Рогозин. До недавних пор, рассказал вице-премьер, Россия не могла строить такие корабли, поскольку в Советском Союзе авианесущие крейсера собирались на черноморских верфях в украинском Николаеве.

В ноябре 2013 года, напомнил Рогозин, российская сторона передала Индии авианосец «Викрамадитья». Выполнив этот контракт и «заработав большие деньги», сказал вице-премьер, российские судостроительные компании доказали, что могут собирать корабли такого рода. «Ультрасовременные крейсера-авианосцы — это вершина кораблестроения. А уж десантный корабль — это намного проще конструкция. Конечно, мы можем», — заявил Рогозин.

Вице-премьер добавил, что заявления французских властей приостановить поставки кораблей и отдать их другой стране носят «не очень приличный характер», поскольку кормовые части вертолетоносцев собраны в России, на Балтийском заводе в Петербурге. «Поэтому если они хотят оставить корабль у себя, то мы должны будем отодрать корму, вернуть ее обратно и будем использовать кормовые части для других кораблей», — заявил Рогозин.

Вице-премьер также указал, что Россия заплатила за корабли 1,12 миллиарда евро, поэтому Франции придется возвращать деньги с большими штрафами. Он добавил, что кроме всего прочего французская сторона рискует своей репутацией надежного поставщика. «Если они готовы рисковать своей репутацией — ради бога. Но только деньги назад, кормовые части назад, а репутация — Auf Wiedersehen», — добавил Рогозин.

Президент Франции Франсуа Олланд некоторое время назад приостановил поставки Мистралей» Россию. Глава французского государства предупредил, что сделка может быть сорвана, если на юго-востоке Украины возобновятся боевые действия.

Алексей Арбатов, политолог, руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО РАН:

В министерстве обороны и в промышленных кругах долго шли дебаты о том, нужно ли России стоить авианосцы. Есть лобби в военно-морском флоте, который хочет иметь авианосцы. У американцев есть авианосцы, они символизируют мощь флота, океанский размах, и нашим морякам тоже хочется. В итоге было решено, что России самой авианосцы строить дорого. Программа перевооружения на 23 триллиона будет направлена на другие виды вооружения, и на авианосцы ее не хватит. Вместо этого решили закупить у Франции более скромные корабли — вертолетоносцы «Мистраль». Это универсальный корабль, который может перевозить вертолеты, самолеты вертикального взлета и вертикальной посадки, а также он может высаживать на сушу морскую пехоты и тяжелую военную технику.

Россия воспользовалась хорошими в то время отношениями с Западом и решила не идти по пути догоняющей технологии, отставая все равно, и мы заключили взаимовыгодную сделку о поставке французских «Мистралей». Для Франции — это большой заработок в казну, рабочие места, а для России — это возможность получить два современных корабля и возможность освоить их производство, потому что другие два корабля должны были построить на нашей территории с использованием новейших западных технологий.

Но французы пошли по пути санкций и сказали, что они не будут поставлять корабли. В России сразу оживились те, кто изначально был против этой сделки и заявили, что мы и без их авианосцев обойдемся. Наши вооруженные силы всегда выступают против «сделки с Западом», потому что мы вооружаемся в основном против Запада, что прописано в военной доктрине. В этой ситуации несколько странно закупать на Западе самые крупные единицы военной техники. Без авианосцев мы действительно обойдемся — у России основные проблемы на суше, а те проблемы, которые у нас есть на воде, можно решить и без них.