Все дураки, один я умный

Как перестать стоять в общем ряду? Стать повыше — чтобы и самому лучше был виден мир, и чтобы тебя все замечали?

Иллюстрация: Bridgemanart/Fotodom
Иллюстрация: Bridgemanart/Fotodom
+T -
Поделиться:

Было видно, что его ко мне, фигурально выражаясь, тащат. Хотя мать его и не касалась, но он все равно заметно, каждой клеточкой, каждой гримаской, каждым микродвижением — упирался.

— Ага, — сказала я ему, когда они уселись. — У тебя, наверное, никаких проблем нет. Все проблемы у родителей, и пусть бы они и ходили к этим психологам, если им надо. Так?

Он уже совсем было собрался с готовностью кивнуть, даже чуть-чуть запрокинул голову назад, но в последнюю миллисекунду подростковая поперечность все-таки пересилила.

— Ну нет, почему, у меня тоже есть проблемы…

— Замечательно! — обрадовалась я. — Тогда формулируй.

— Ну вот, например, меня из школы хотят выгнать… — Он взглянул на мать с явной надеждой, что она сейчас опровергнет его слова: да ну, что ты, никто тебя не выгоняет… Мать молчала. Интересно, заметила ли она, прочитала ли этот детски-беспомощный взгляд?

— А за что же выгоняют? Не тянешь программу? Двойки? Прогулы? Хулиганишь?

— Да ничего подобного! — не выдержала мать. — Школа у нас сильная, но он вполне мог бы там учиться, это все учителя говорят — голова у него нормальная, соображает. Просто достал он там всех! И меня тоже достал! И бабушку! И отца! И сестру!

— И кошку, и вагоновожатого в трамвае, и даже тараканов на кухне, — подхватила я (парень улыбнулся в пол, мать осталась серьезной). — Ага. Что ж, результаты выдающиеся. Всего четырнадцать с половиной лет, а уже всех достал. Нельзя ли теперь поподробнее о технике доставания?

— Понимаете, что бы ни случилось, у него всегда все виноваты, — сказала мать. — Но никогда не он сам. Кто-то его толкнул, кто-то не так понял, кто-то к нему пристрастен, кто-то хочет выслужиться, кто-то глупый… Да, вот это любимое, все объясняющее выражение последние два или даже три года: да они же все придурки!

— Давайте с самого начала, — решила я. — Начиная с перинатального анамнеза.

Анамнез, как я и предположила, был. Сразу из роддома — в другую больницу, потом долгое выхаживание, массажи-электрофорезы. Диатез, отдельная диета, о яслях даже не думайте, может быть, детский садик, когда-нибудь потом… Старшая беспроблемная сестра беспроблемно училась в четвертом классе и охотно играла с забавным младшим братиком, вполне снисходительно (он же маленький!) перенося его капризы. «Внимательно следите за интеллектуальным развитием, чтобы не пропустить чего, — сказали врачи семье, в которой был один профессор и два доцента. — Старайтесь работать на опережение». Работали. В три с половиной года Саша начал читать. В пять — решал несложные уравнения. Очень любил играть на барабанах, вообще оказался очень ритмичным. С четырех лет ходил на фигурное катание, бросил, когда стало нужно не просто кататься, а напрягаться на результат. Сочинял забавный детский рэп, даже однажды дошкольником выступил с ним в «Гигант-холле». При этом не слышал никого, кроме себя, почти не общался с детьми и совершенно не умел проигрывать в игры с правилами — сразу бросал все и уходил в слезах.

Ходили к психологу. Психолог сказал: нужна социализация. Здоровье сейчас вполне в пределах, так что — все в сад.

Садик взяли частный (в государственных не было места), пошли в подготовительную группу. На занятиях Саше нравилось поражать всех своими знаниями и умениями, но за пределами занятий отношения с одногруппниками не ладились: Саша предлагал им сложносюжетные ролевые игры и требовал, чтобы они ему во всем подчинялись (так играли в семье). Дети, разумеется, отказывались. «Почему бы тебе не поиграть в их игры?» — спросил отец. «Мне не интересно», — ответил Саша. Расспросив сына подробнее, отец признал, что предлагаемые одногруппниками игры действительно «какие-то дебильноватые». В саду Саша не был агрессивным, не дрался, общался в основном с выбранной им воспитательницей, которая готова была его благодушно слушать, так что в общем год прошел без особых эксцессов.

По совету невролога, наблюдающего мальчика с рождения, со спецшколами в начальной школе экспериментировать не стали. Выбрали спокойную добрую учительницу в школе в соседнем дворе. В первом классе Саше делать было просто нечего. «Что ж, раз читать-писать он уже умеет, пусть теперь учится общаться с детками, — сказала родителям учительница. — Этого он не умеет совсем».

В середине второго класса Саше устроили «темную». Во время «разбора полетов» никаких объяснений от детей, кроме «он противный». Учительница сказала родителям: «Вы знаете, с ним действительно бывает неприятно общаться. Он не хамит напрямую, но как будто бы тебя презирает, и даже не очень старается это скрыть. Я не знаю, откуда это в нем, но обычно такое все-таки из семьи. Вы можете забрать его из класса, но в этом нет особого смысла, пока не разобрались, в чем дело… Ведь все свои проблемы он унесет с собой». В тот же день родители перевели Сашу в параллельный класс. И там неожиданно все наладилось. Учительница ставила его всем в пример, он учился на одни пятерки, и у него даже появились два не то приятеля, не то друга, которые смотрели ему в рот и безоговорочно признавали его первенство.

В конце начальной школы учительница сказала: такому ребенку, как Саша, нечего делать в нашей дворовой школе. Я разговариваю с ним как со взрослым человеком. Ему надо идти в гимназию.

Сначала родители не решились: до гимназии надо было ехать полчаса на маршрутке, возить, да и Саше снова приспосабливаться… Но в пятом классе все сразу стало так плохо! «Он перебивает на уроках, не желает выполнять указания учителя, он всегда, по любому поводу лучше знает как, в ответ на замечания ссылается на параграфы из кодекса о правах ребенка и даже чем-то нам угрожает… Объясните ему наконец, что так вести себя непозволительно!» — «Заткнись и слушай! — велел Саше отец. — Надо приспосабливаться к людям!» — «Не буду я к ним приспосабливаться, — сказал Саша. — Потому что они говорят сплошные глупости. И я не должен…»

Пятый класс кое-как дотянули и пошли-таки в гимназию. Вступительный тест Саша сдал хорошо, и первые два месяца в гимназии тоже все было нормально. Потом началось снова-здорово. При этом, если в прошлой школе Саша действительно усваивал программу и учился почти лучше всех, в гимназии он оказался в середняках. «Он считает возможным перебить учителя на уроке, он неуважительно относится к товарищам, он отказывается выполнять указания учителей… И вообще… Вы не хотите показать его… ну, хотя бы психоневрологу?»

Старый заслуженный психиатр из Военно-медицинской академии сказал матери Саши: «Да не волнуйтесь вы, дамочка, никакой психиатрии у вашего сына нет. Нормальный он у вас. Просто противный».

Мать разрыдалась в кабинете и потом еще месяц пила новопассит, чтобы успокоиться. Семейный совет наконец-то взглянул правде в глаза и признал правоту психиатра: с умным, развитым Сашей действительно неприятно общаться.

«Он все время, каждым словом как будто ущипнуть тебя хочет», — сказала сестра.

«Я почему-то с ним все время чувствую себя старой дурой», — заметила бабушка (доктор исторических наук).

«Он со мной явно конкурирует, хочет уесть, но я думал, это нормально, по Фрейду», — пожал плечами отец.

— Саша, а ты сам-то понимаешь, что это с тобой, а не с миром что-то не так? — подступили к подростку родственники.

— Ну что ж, — пожал плечами Саша. — Значит, вы меня как-то не так с самого начала воспитывали. Вот теперь и расхлебывайте…                                                     

— Мы в тупике, — признала мать. — С ним говорила я, говорил отец, говорил директор школы и классный руководитель. Он то ли не хочет, то ли не может понять. Поведения своего не меняет. Ну вот из гимназии нас выгонят, и что? Куда он пойдет? Получается, что права та первая учительница: все проблемы он унесет с собой. И разложит на новом месте.

— Конечно, — кивнула я. — Спасибо вам за рассказ. Следующий раз вы мне не нужны. Я буду говорить с Сашей.

***

— Какие предметы тебе нравятся в гимназии? — спросила я.

— Литература и геометрия, — сразу ответил Саша.

— Ага. А ты можешь доказать эти геометрические теоремы другими способами, не как в учебнике?

— Да. Иногда могу, — кивнул мальчик.

— Я почти всегда могла! — с гордостью сказала я. — В меня однажды математичка даже транспортир кинула, чтобы я не мешала ей вести урок.

— А вы мешали?

— Еще как. Я вообще была довольно противная. Хотя и не настолько, конечно, как ты: у меня все-таки были настоящие друзья, компания и все такое. Но в целом мозги на свое место встали уже после того, как школу закончила и работать пошла… Литература — это все-таки слишком неоднозначно, поэтому мы твою задачу будем решать геометрически.

Смотри сюда: люди живут все вместе, и мы представим их себе в виде забора. Вот так. Каждая досочка — это отдельный человек. Вокруг нее — близкие ей досочки-люди: семья, друзья, одноклассники там какие-нибудь. Давай на нее посмотрим внимательнее. Чего она хочет?

— Ну… Не знаю. А чего?

— Она хочет высунуться. Не стоять в общем ряду. Быть повыше — самой лучше виден мир, ну и ее другим видно… И есть два, чисто геометрических способа решения этой ее задачи. Стать выше тех, кто рядом. Предлагай.

— Ну вот так, — Саша дорисовал кусочек доски.

— Ага, — согласилась я. — Досочка выросла. Что это за кусочек в человеческом смысле? Ну что она, например, такое приобрела, что реально подняло ее над окружением?

Саша подумал:

— Ну разбогатела, например?

— Чтобы разбогатеть, поработала сначала все-таки, наверное, — усмехнулась я. — Если промышляла грабежом на большой дороге, то это уже другая геометрия будет. Еще?

— Может быть, выучила испанский язык?

— Отлично! Ты поймал! Еще?

— Научилась делать сальто. Водить самолет. Сходила в трудный поход. Усыновила троих сирот…

— Замечательно. В общем: досочка приобрела некий ресурс, которого у нее раньше не было и который ценится ею самой и ее окружением, и за счет этого поднялась и расширила свой горизонт обзора. Теперь ищи второе решение. Повторяю: чисто геометрическое.

Саша думал долго, чиркал на листке. Я не хотела подсказывать. Он не дурак, должен сам. Наконец он с мрачным видом сунул мне листок:

— Вот так, что ли?

— Именно! Притопить других, в первую очередь, конечно, рядом стоящих, и за счет их опускания как бы (это иллюзия, заметь, реального подъема, в отличие от первого случая, нет) приподняться самому, слегка увеличить обзор… Но что в этом случае первым попадется на глаза?

— Другие доски вдалеке, того же размера… — вздохнул Саша.

— Верно. Решение?

— Добраться до них и их притопить тоже.

— Можно даже не добираться, — утешила я. — Здесь вообще есть два способа — реальный и виртуальный. Реальный, это когда ты (или твои предки) всех завоевываешь и обращаешь в рабство. Тогда ты выше, потому что ты рабовладелец, феодал, помещик-крепостник, золотой миллиард и прочая самоназначившаяся элита, которая всегда сидит на ресурсах и с той или иной амплитудой дрожит за свое благополучие. А виртуальный, это когда ты…

— …Называешь всех придурками! И тех, кто близко, и тех, кто далеко.

— Ого! — удивилась я. — Так ты и вправду умный, что ли?!

— Конечно, — вздохнул Саша. — Наследственность, что ж вы хотели…

— То есть и здесь ты, получается, ни при чем?! — рассмеялась я.

— Получается, так… А что же мне сделать, чтобы стать не вот этой, а вот этой доской?

— А я-то откуда знаю? — удивилась я. — Я бы, наверное, занялась тем, что реально нравится, и постаралась добиться успехов… А энергию понятно откуда взять?

— Ага, — моим тоном сказал Саша. — Перестать топить другие доски, и энергия высвободится. Спасибо. Я подумаю об этом…

***

В реале я его больше не видела. Но этим летом мать Саши постучалась в мою дверь, дала мне диск и сказала, что Саша благополучно закончил гимназию и по конкурсу поступил в институт культуры. Диск я посмотрела дома. Там Саша сначала играл в ансамбле ударником (музыка мне не понравилась, слишком громко и невнятно, но юноша стучал очень вдохновенно), а потом он уже в одиночку читал рэп. Там у Саши была какая-то странная, свисающая на одно ухо челка и как будто уже упавшие на пол штаны. Композиция называлась: «Все мы доски в этом гребаном заборе…»

Теги: дети

Читайте также

Комментировать Всего 38 комментариев

Хахаха)))

Пацан похож на Юстаса в "Нарнии"). Только тот перестал быть противным, когда Аслан ненадолго превратил его в дракона.

А как родителям быть, если у них растёт такой мальчик? Ну, то есть, как-то можно помочь исправиться?

Конечно, можно. Тем паче, что "такие" мальчики изначально как раз родителями-то и лепятся, как куличики в песочнице. Довольно часто рядом с таким подростком есть кто-то из взрослых, делящих людей на первый и второй сорт,  элиту и быдло и тд. Или просто разговоры о том, что "вы же понимаете, какой в этой школе контингент". То есть, вот как только вместо людей отдельных образуется в рассуждениях "контингент", там уже и жди... Проблема непростая на самом деле, если родители это ловят, имеет смысл к психологу сходить...

Эту реплику поддерживают: Сергей Мурашов, Ксения Букша

Дадада, если другие ребята "контингент", то свой обычно "инвестиция";)

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Ой, какая для меня животрепещущая тема!

Когда сын родился, я была уверен, что НИКОГДА не скажу ему про "мы" и "они". "умные" и "глупые" и т.д. Мы все просто люди, человеческие существа.

А потом наступила реальность.... сын пошел в школу. И вот в одном классе сидит сын, который понял и навсегда запомнил понятие "квадратный корень" ровно в 6 лет из книги, которую ему дала учительница первого класса, и мальчик, который месяц за месяцем не может научиться считать до 100. И они "учатся" по одной программе. И "учат" они  не квадратные корни, а как считать до 100, то есть то, что сын умеет уже 2 года, но должен опять "учить", Т. е "делать вид".  И он тухнет со скуки, отключается, и мозг у него "сворачивается в трубочку."

И вот дома мама уже начинает говорит про "их" и "нас", "глупых" и "умных". Как можно 6-летнему мальчику объясеить, почему он ДОЛЖЕН, никому "не мешать" и тупо  повторять то, что он давным давно знает, и что ему уже невыносимо скучно. и это называется "школа".

почему он ДОЛЖЕН

А он действительно должен? Может быть, есть какой-нибудь другой способ учиться? И если он уже умеет квадратные корни, может, ему сейчас  надо чему-нибудь другому учиться, гораздо более для него актуальному? Рисовать там или понимать язык животных?

Вот прямо вчера приходила мама с девочкой отличницей из гимназии, которая уже "все придурки", конечно, а по эмоциональной шкале - прямо даун какой-то (дауны-то по интеллекту отстают, а по эмоциям - таланты), других людей вообще не чувствует, и это нарушает уже социальное функционирование (отставание по социальной шкале и, нарастает). Я маме говорю: смотрите, вот здесь нагонять надо! А мама мне: вы советуете ее в физико-математический лицей перевести? Там, говорят, программа сильнее...

Он ДОЛЖЕН потому, что учительница и школа этого ТРЕБУЮТ. В нашей демократической Америке детям в школе ставят по поведению не одну, а целых две отметки   п о  к а ж д о м у  п р е д м е т у. Например, математика: 5 за знание предмета, 5- за старание, 5 - за поведение. Точнее, выглядит это так: математика: А. 1.1. И так по КАЖДОМУ предмету. Во всяком случае, так делается в Филадельфии. В деревне компонент поведения был менее экстремален, но тоже присутствовал.

С другой стороны, я очень хорошо понимаю, о чем Вы говорите, хоть и не вижу этому ясного решения через опыт школы. Школа (и здешняя и российская в мои времена) не учила направленно ни эмоциональным, ни социальным навыкам. Дети, естественно, "учились" самостоятельно, чему и как могли.

Какой метод может  сделать эмоциональное и социальное развитие более целенаправленным? Я, например, в прошлом году просила сына мне рассказать про одноклассников. Что они за люди, что умеют делать хорошо, что кому нравится. Ни с одним из них сын так и не подружился. (Он был единственнный белый мальчик в классе). Подружился с 2мя мальчиками (белый и филипинец) - в старшем классе, куда ходил на математику. Оба мальчика - gifted. 

В этом году перешли в другую, более хорошую школу. Подружился в первый же день с мальчиком, который тоже gifted. А позавчера пригласил девочку в парк и 2 часа там с ней мило играл. Когда я ему заранее сказала мол, приглашаешь девочку, будь к ней внимателен, в ответ услышала: "Само собой. Она же моя гелфриенд". И оправдал ожидания. Последнее время стал способен довольно терпеливо и долго играть с младшими, котроых раньше не замечал.

Но да, эмоциональное состояние других чувствует не очень. А что делать?

Алекс, что такое gifted?

Что делать? - учить, этому же тоже учатся, как и математике. Решают задачи, разбирают примеры и все такое. Бывают люди более одаренные в этом вопросе, бывают совсем "дебилы". Но всегда можно обучением улучшить показатели.

Алекс, а что в США делают с детьми, у которых неравномерные показатели по трем оценкам, например, усвоение материала хорошее, поведение ни к черту, но риталин - не показан? Или наоборот - очень прилежный, но тупой как пробка?

Gifted  - интеллектуально одаренный (Ай Кью 130+)

ОК, буду учить. Одно время мы ходили к психологу, ему нравилось. Надо будет обратить внимание на этот вопрос.

Про неравномерное развитие не знаю. Есть сервисы для детей с диагностированными проблемами, типа дислексии, дефицита внимания. Сервисы эти лет 15 назад родители пробили через суды, и теперь это большой бизнес. Сервисы разнятся в зависимости от штата и школьного района от превосходных до отвратительных. Иногда они очень эффективны, так. как описывает Кристина. Иногда это просто бесполезная трата времени. Моя соседка по даче - тоже россиийская иммигрантка, приятельница и школьная учительница рассказывала, что совсем неуспевающие, котрорые никак не могут сдать экзамен, получают аж частные уроки, лишь бы их "протащить" через экзамен.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова, Christina Brandes-Barbier de Boymont

мальчик, который месяц за месяцем не может научиться считать до 100.

У мальчишки быть может дислексия, дефект, который можно исправить (в зависимости от степени тяжести), но которы требует огромных усилий со стороны родителей, школы и детей, конечно же. 

Во Франции и Швейцарии в школах (не всех конечно, но во многих, в публичных даже больше, чем в частных) детей с трудом усваювающих материал или тех,  которые не могут читать-считат-писать в 6-7 лет, отправляют к дефектологу (логопеду, орфонисту). После выявлении дефекта дислексии ребята занимаются дополнительно по особой программе. 

 А в США нет такой системы? 

Мой племяш (сейчас 17 лет) занимался таким образом и закончил школу одним из лучших (!!), а в 5-7 лет не мог прочесть фразу из более четырех слов. Сейчас учится в техникуме (на университетское образование он никогда не претендовал), очень хорошо, все преподаватели его хвалят. Читает, считает и пишет абсолютно нормально, а в детстве был такой момент, когда его хотели отправить чуть ли не школу для умственноотсталых.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Кристина, даже в школе для умственно отсталых есть ребята, у которых просто по-другому устроено мышление, и есть сильные стороны в социальном функционировании, которые и не снились одареннейшим математикам планеты (не будем называть имен :)). Мир прекрасен своим разнообразием, его невозможно измерить по одной шкале, я помню, как меня саму в детстве однажды потрясла мысль о том, насколько я проигрываю сверстникам в умении получать радость от определенных видов общения (я видела, что они не притворяются, а действительно радуются, а я - в полном пролете). Я пыталась учиться... Не могу сказать, что совсем преуспела, но куда-то несомненно продвинулась (но тут надо еще учесть, что время было совсем не индивидуалистическое и приоритеты общественные соответственно расставлены)

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Катерина, то, что интеллектуальное развитие - не самое главное. это понятно. Но в США уже выстроена чудовищно жесткая и бюрократическая система, в которой дети оцениваются практически только по бумажке. Личность перестает существовать, существует только ее бумажный эквивалент - отражение ребенка в бумажной системе координат, которое становится "лицом" ребенка для колледжей. Там важны практически только цифры - как ты сдал экзамен в цифровом отражении.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Важны практически только цифры

Алекс, а для чего важны? Для того, чтобы поступить в колледж? Или еще для чего-то?

куда ни поступаешь, везде смотрят на эти самые цифры. В частную школу, в университет, в аспирантуру

А в США нет такой системы?

Есть. В зависимости от штата, района и школы сервисы бывают очень эффективные или совсем не эффективные. Частные школы детей с проблемами не берут, кроме специальных частных школ для глубоко отсталых, про которые я ничего не знаю. Все дети "с проблемами" сливаются в общественные школы. Знаю аж трех адвокатов, которые пошли по пути общественных школ только потому. что в частные детей не возьмут. У одних у сына что-то вроде дислексии. Другая усыновила, и у дочки интеллектуальное отставание. Третьи имели и слабый церебральный паралич и степень аутизма. Все дети пошли в общественные школы - лучшие, которые были доступны родителям. Все переехали, так что результатов не знаю. Дети с дислексией часто очень умные. Мальчик с ЦП и аутизмом рано играл на фортепиано. В этмих случаях родители посвящают детям все.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Как странно, у нас прямо наоборот. Детям с проблемами трудно поступить в хорошие общественные школы и легко - в частные... Ну может быть не самого высокого звена, но с комфортной за деньги родителей обстановкой.

Инициативные группы засудили государство и выиграли. В России еще не научились как следует государство судить.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

Алекс, простите, не поняла совсем. Инициативные группы - чего? В чем инициатива?  Того, чтобы детей с проблемами брали в специализированные математические школы или гимназии с усиленной программой (именно они у нас считаются хорошими)? Но ведь им там реально трудно учиться... А в небольших частных школах - комфортно. Проблемы у нас возникают тогда, когда у родителей нет денег на частную школу, а "дворовую" школу ребенок не тянет не из-за умственной отсталости, а из-за особенностей личности или поведения.

Родители детей про руководством адвокатов у нас засудили государство за то, что оно не давало детям с особеннностями развития нужного для них образования. У нас уже не бывает, чтобы ребенок "не тянул" дворовую школу. Если "не тянет", школа все равно обязана его образовывать, создавать специальные программы, давать частные уроки. Правда. образовывать хорошо не должна: только так, чтобы на минимум стандарта.

Эту реплику поддерживают: Christina Brandes-Barbier de Boymont

А, ну это советский вариант - восемь классов заканчивали все без разбору, а потом госорганы обязаны были найти ребенку училище.

Только здесь никто никого не устраивает в училище. Закончил школу,  и с глаз долой - из сердца вон.

Алекс, а работу (пусть неквалифицированную) выпускнику школы при его желании найти легко?

"Найти работу" думаю не проблема. Но тут включается специфика Америки: во многих отношениях мы - страна третьего мира. В гетто у нас не лучше Гондураса будет: стреляют, наркотики, банды. Туда за мелкими делами и полиция не ездит, не то, что такси не вызовешь.. За 5 долларов в час можно жить только в таком гетто, со всеми вытекающими из этого последствиями.

А вот работу за 15 долларов в час - попробуй найди со школьной скамьи, особенно, если у тебя акцент из гетто и штаны с попы под ягодицы ползут.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Поняла, спасибо. А если говорить не поо большие города, а про маленькие? В России проблема безработицы касается в основном их. Там, где нет гетто, как с работой?

По-разному, кому как повезет. Америка боле децентрализована, чем Россия. Где-то есть военные городки, distribution centers, где-то добывают нефть. Раньше еще было и много заводов, теперь многие из них уехали в третьи страны.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

То есть в "одноэтажной америке" у так себе выпускника так себе школы все-таки есть шанс найти работу, которая сможет его прилично прокормить и над его головой не будет все время висеть дамоклов меч: а что будет завтра? Или все-таки такую гарантию дает только колледж или аналог нашего техникума?

есть шанс найти работу, которая сможет его прилично прокормить и над его головой не будет все время висеть дамоклов меч: а что будет завтра?

Нет. Раньше был на заводах через профсоюзы. Больше нет.

А что стало с американскими профсоюзами?! Я читала, что они были очень сильны! или это из-за переезда заводов?

Процентная доля профсоюзных рабочих все уменьшается и уменьшается. Причин для этого много. Глобализация корпораций, рост образованности в третьх странах, падение роли национального государства, падение СССР как противостоящей системы. и т.д.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Но на самом деле конечно то, что детей так рано вписывают в какие-то цифры (причем высокие или низкие - это абсолютно все равно), это конечно очень чревато. Интересно, у нас тоже будет этот этап?

Судя по бессмысленному заимствованию у Америки в перестройке российской системы высшего образования - да.

Жаль. Хотелось бы хоть иногда миновать что-нибудь нерадостное...

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт, Леонид Хоменко

У меня такое ощущение, что сейчас кризис образования глобальный. Очень мало встречала родителей, которые были довольны школой своих детей. Как правило, это  частные школы из разряда super VIP. Спускаясь на уровень ниже, сразу начинаются проблемы и просто системные ошибки.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

Ирина,  совершенно с Вами согласна. Именно глобальный и системный. Мне кажется, что это связано с тем, что изменилось прямо на глазах само наполнение понятий "обучение" и "образование". Еще тридцать лет назад это было в большой доле (особенно в средних и плохих школах) - передача информации от учителя к ученикам. У учителя она (информация) есть, у учеников - нет. Теперь ситуация очень серьезно изменилась, а система еще не подстроилась...

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт, Марина Романенко

Спасибо большое за comment, не хочется отвечать набегу, напишу вечером.

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

Я могу комментировать только про США. в Канаде со школами дела не имела. Общественная школьная система здесь все больше и больше становится жутким строго бюрократическим тоталитарным аппаратом, которым "лидеры" типа Брежнева пытаются "руководить"  директивами сверху. Иногда они "общаются с народом" точно в стиле партийной верхушки, потом возвращаются к себе на Олимп "руководить". Эффективность их руководства в точности совпадает с эффективностью советской экономики.

Джон Гатто на эту тему написал книгу Weapons of Mass Instruction, в котором он называет образование  огромным проектом по обеспечению занятости. Я уверена, он не единственный. Мой супруг считает. что школьная система - это прежде всего огромная кормушка для перераспределения общественных денег. С этой позиции десяткам милионов пристроенных при кормушке совершенно не нужно, чтобы дети учились и достигали. Нужно, чтобы работники образования успешно делали вид, как они в поте лица своего борются с ужасными проблемами общества - а проблемы-то все растут и растут. конечно же, по независимым от работников образования причинам! - и обеспокоенное общество будет лить и лить в образование новые деньги, с тем же "результатом." Точно также пария в СССР бессменно пеклась о благе народа.

Имея ребенка с данными в нескольких высших процентах, за 4 года мы поняли, что попытки дать ему образование будут бесконечной войной ПРОТИВ школ.  Американские общественные школы - это фашистская диктатура воинствующей постредственности, возведенной мифом и ловкой пропагандой  о "заботе о детях" в высшую ценность, против коророй даже нельзя вякнуть, без того, чтобы не стать "врагом народа", пардон, "врагом детей". Создателям мифа об образовании удалось внутри мифа успешно слить учителей и детей в одну неразличимую массу, в котрой учителя представляют только интересы детей - своих экономических интересов у этих ангельских созданий нет.

Алекс, но ведь вся современная цивилизация - огромный проект по обеспечению занятости. Разве нет? Причем чем цивилизованней страна, тем больше у нее эта потребность и тем комфортнее индивидуальные "ванночки" (из фильма Матрица). 

А у Вас есть какая-нибудь мысль в какую сторону можно было бы образовательную систему реформировать? у меня, как ни думаю, что-то вот совсем ничего не вырисовывается, если не в масштабах школы на сотню учеников, а именно - хотя бы в масштабах отдельного государства.

Эту реплику поддерживают: Алекс Лосетт

По поводу цивилизации никаких сформулированных мыслей не имею :)))

А по поводу школ имею. :)) Прежде всего надо размонтировать жесткий пирамидальный аппарат, дав всем частям максимальную автономию. Образование здесь финансируется налогами, который направляются в общественные школы по прописке вне зависимости от того, в частной или общественной школе учится ребенок. Школе не нужно переживать ни о чем - денньги в нее текут  вне зависимости от качества образования и степени возмущения родителей. Нужно перерезать этот нефтепровод денег в систему общественного "образования", дав родителям право нести свои деньги ( в виде ваучеров) в любую школу, по своему выбору. Мгновенно образуется масса образовательных учреждений, которые будут ЗАИНТЕРЕСОВАНЫ учить так, как устраивает родителей и детей, а не дядю в Вашингтоне. По этому принципу, кстати, работают все частные школы. Это мгновенно решило бы  и наши проблемы, так как мы платим налоги на городской дом и на дачу. Если бы я могла взять эти деньги и отнести их в частную школу, ребенка бы у меня просто рвали из рук все лучшие частные школы.

Но это никогда не случится. Вместо этого я буду до своей смерти принудительно кормить моими налогами отвратительное общественное образование, изыскивая способы оплатить частное.

когда прочитала поняла, как же мне повезло с мамой. в том плане, что она сразу увидела, к чему так называемая "паталогизирующая роль родителей" может привести и не поддерживала меня в моём "превосходстве Борна".Бегать быстрее, чем все мальчики, только 5 во всем предметам, выше всех девочек в классе, участник всех мыслимых и немыслимых олимпиад. звездила я конечно, но только мама постоянно одёргивала меня фразой: "в тебя столько вложено, было бы странно, если бы ты этого не могла. а другим детям не так повезло". ну и помогло конечно то, что любое моё "а они все дураки" сводилось к "меня другие не интересуют, ты-то почему 4, а не 5 получила?". так и звёздность и спесь сбивалась несщадно, за что я маме очень благодарна%) 

Эту реплику поддерживают: Катерина Мурашова

 

Новости наших партнеров