Вадим Рутковский /

Радикальное кино в Петербурге и театр в Москве: 5 арт-хитов двух столиц

1 октября в Санкт-Петербурге открывается Международный Медиа Форум (Лав Диас! Ксавье Долан! Эжен Грин!), в Москве — фестиваль «Территория» (Томас Остермайер! Акрам Хан! Теодор Курентзис!). Выбор нелегкий, и даже мы не можем сделать его за вас. Но рассказать о событиях — в наших силах

+T -
Поделиться:

1. Санкт-Петербургский Международный Медиа Форум 1–10 октября

Киномероприятия в Петербурге капризны, как погода: в течение последних лет четырех попытки сделать масштабный, основательный смотр предпринимаются регулярно, и каждый раз — как в первый раз. Новый Медиа Форум (именно в таком написании, с ударением на оба слова) придумала Екатерина Мцитуридзе, главный редактор Variety Russia и руководитель «Роскино», человек, который вынужден одновременно заботиться о часто взаимоисключающих аспектах кинематографии — и искусстве, и бизнесе. Сам Медиа Форум стремится примирить их и прочие очевидные, но не фатальные противоречия. Кино и телевидение, профессионалов и зрителей, искусство как развлечение и искусство как испытание.

Сет деловых событий для профессионалов — конференции, семинары и — last but not least — передвижной кинорынок Doors, встреча независимых российских фильмов с зарубежными дистрибьюторами, свидание совсем не вслепую: в «Великан Парке» показывают сильную программу, где есть и «Да и да», и «Комбинат “Надежда”», и «Дурак», и «Класс коррекции». Рядом — большая зрительская программа, фестиваль фестивалей, участники которого сгруппированы в серию авторских программ (как конченый синефил не могу не поныть по поводу странного расписания, в котором каждый фильм показывается дважды в день, утром и вечером, то есть больше двух за сутки не посмотреть никак, что, конечно, не супер). Михаил Трофименков собрал в свой Trofey политическое кино нового тысячелетия — от хроники первого президентского года Франсуа Олланда («Власть») до почти гламурной реконструкции «Комплекса Баадера-Майнхоф». Кирилл Сорокин и Алена Бочарова, авторы Beat Film Festival, показывают петербуржцам лучший док — в программе NonFiction киноэссе о Сьюзен Зонтаг соседствует с барочным киноконцертом Бьорк. Самые захватывающие, на мой вкус, программы — у Бориса Нелепо. В N-L-PO собраны предельно изощренные фантастические фильмы: элегантный и вязкий, как сон тоталитарного гомункула, шедевр аргентинца Уго Сантьяго «Вторжение», снятый по сценарию Борхеса и Биой Касареса в 1969-м. «Мир на проводе» (1973) — единственный фантастический фильм Райнера-Вернера Фассбиндера.

Новейшие «Меркуриалии» Виржиля Вернье (коротко я писал о них в каннском отчете), один из самых простых, причудливых и лучших фильмов года. В Locarno Local — тут все понятно по названию — фильмы из программы лучшего фестиваля на земле, в Локарно. Впервые в России покажут Лава Диаса — филиппинский бог медленного и завораживающего фильма-романа лично представит почти шестичасовой эпос «От предшествующего» (или «Априори»), два месяца назад завоевавший «Золотого леопарда». Поль Веккиали приезжает в Петербург на премьеру другого локарнского раритета, вольной экранизации Достоевского «Белые ночи на причале». А вот Педру Кошты в городе не будет, что не повод пропустить его «Лошадь Денег», мощный историко-психоделический трип. Боюсь, что другого шанса посмотреть его на большом экране не представится, если только Медиа Форум и другие правильные киномероприятия не переломят косность опасливых прокатчиков.

2. Фестиваль «Территория» 1–14 октября

Девятый международный фестиваль-школа современного искусства вновь собирает студентов и звезд. В основной программе — гастроли и премьеры принимающей стороны: Itmoi выдающегося британского хореографа Акрама Хана. Томительные, монохромные «#сонетышекспира» в постановке Тимофея Кулябина — вкрадчивый спектакль о конечности всего земного и исполинской силе театра, творящем иллюзию бессмертия и стирающем разделительную черту между бытом и вечностью. Резкий политизированный «Враг народа» Томаса Остермайера, поставленный в берлинском «Шаубюне». Умопомрачительный спектакль-квест «Шекспир. Лабиринт». «Территория», как водится, расширяет пространство театра. Одна из секций так и называется — «Живые пространства»: Донатас Грудович, как режиссер известный в первую очередь причудливой и интимной как шепот инсценировкой фильма «Fucking Amal», ставит свой спектакль по политической, отчасти инспирированной делом Брейвика пьесе Криса Торпа «Инцидент, возможно, имел место» в деловом комплексе «Империя», Юрий Квятковский, выбравший другую пьесу того же британца, Overdrama, облюбовал Центральный телеграф. А в основной программе фестиваля есть скандальный гибрид перформанса и инсталляции: в ММСИ на Гоголевском художник из ЮАР Бретт Бейли построит «человеческий зоопарк» Exhibit B.

3. «Ночь музыки — 2014» в Москве 4 октября

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости

С полудня и чуть ли не до рассвета звездные музыканты играют везде, где возможно: в концертных залах, клубах, музыкальных школах, торговых центрах, парках и пешеходных улицах; всего на 250 площадках и в центре, и на окраинах столицы. Среди участников — Александр Маноцков и Courage Quartet, Инна Желанная, Павел Карманов, Антон Батагов, Полина Осетинская, Эдуард Кунц и Петр Айду.

4. «Верхний свет» Стивена Долдри в рамках «Театрального киносезона» 7, 11-12, 16 и 22 октября

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой
Спектакль «Верхний свет»

Театр, как и музыка, отказывается от постоянной прописки: лучшие британские спектакли показывают в кино. «Верхний свет» — тот случай, когда просмотр видеоверсии адекватен live show на сцене. Это камерная постановка, на трех актеров (Кэри Маллиган, Билл Найи и Мэттью Бёрд), и осуществил ее Стивен Долдри, равно уверенно чувствующий себя в обоих — и киношной, и театральной — стихиях. Посмотреть необходимо еще и потому, что на подходе новый фильм Долдри Trash, снятый с Руни Марой и Мартином Шином в Бразилии.

5. Выставка «Факты и вымыслы» в Мультимедиа Арт Музее, 14 октября — 9 ноября

Пятый пункт в этом мини-гиде статичный — для контраста с динамикой всего вышеупомянутого. Это эффектная фотографическая выставка произведений из огромной корпоративной коллекции группы UniCredit, толстый намек на то, что искусство и банковское дело связаны невидимыми, но крепкими узами. Фотография здесь лишь иногда способ объективной фиксации реальности. А иногда ровно наоборот: торжество оптической иллюзии.