Оживает ли рынок искусства после кризисной стагнации? То, что я увидела на парижской ярмарке FIAC, ясности в этот вопрос не внесло.

«Площадка для профессионалов, а не модная тусовка», как определил ее комиссар FIAC Мартин Бетено (Martin Bethenod), отказалась делать скидки на кризис. Ярмарка остается самым дорогим мероприятием такого рода. Квадратный метр выставочной площади оценивается в 480 евро. За каждый вбитый вами в стену гвоздь нужно платить дополнительно. В итоге двадцатиметровый закуток обходится в кругленькие 50 тысяч евро.

Гвоздем выставки стал Projet moderne («Современный проект». — Прим. ред.) — объединенная экспозиция десяти крупнейших галерей мира, которые показали публике по одному-два шедевра из своих собраний XX века. Среди них были «Портрет Джорджа Дайера» Фрэнсиса Бэкона (Francis Bacon), «Красное» Марка Ротко (Mark Rothko), «Арлекин» Пикассо и полотно Мондриана (Pieter Cornelis Mondriaan) «Композиция с синим, красным и желтым».

Галеристов собрали вместе в таком формате, чтобы «вернуть их на землю». По мысли устроителей «Современного проекта», галереи должны заниматься только поиском уникальных произведений. В кризис продажи важней эпатажа.

В галерее Марата Гельмана продажи идут хорошо, рассказала мне представлявшая ее Наталия Миловзорова:

Я нечаянно подсмотрела одну такую сделку. Покупатель из Кореи присмотрелся к понравившейся механической скульптуре, посмеялся и попросил завернуть — словно в сувенирной лавке.

 

А вот на стенде галереи XL оптимизм был в дефиците: продажи не идут, несмотря на присутствие на выставке работ модного художника Олега Кулика. Или как раз по этой причине? На прошлогодней FIAC французская полиция запретила выставлять фотографии Кулика, сочтя их «порнографическими».

Как сказал итальянский художник Маурицио Каттелан (Maurizio Cattelan) в интервью газете Liberation накануне открытия ярмарки, «кризис никогда не был так на пользу искусству, как сегодня. Возможно, он поможет искусству справиться с болезнью, которая поразила его дыхательные пути». Владелица XL Елена Селина этот тезис едва ли поддержит: наряду с коммерцией ее галерея занимается и пропагандой русского искусства за границей.

Вернется ли она в Париж в следующем году, она не знает: