Cветлана Ходченкова: Отсутствие амплуа – это комплимент
Cветлана Ходченкова – не просто звезда российского кино c верными шансами на международную карьеру, а самая настоящая ускользающая красота. Для журналистов – почти неуловима: ее съемочный график жестко расписан, а к нам на съемку Светлана попала прямиком из Милана, где участвовала в благотворительном ужине amfAR, устроенном при поддержке Bvlgari. За спиной актрисы – Саша Усова в «Кратком курсе счастливой жизни» и мутант Гадюка в «Росомахе: Бессмертном», впереди – графиня Батори, купавшаяся в крови девственниц. Но Светлана шире любых амплуа – и положительной «голубой героини», и опасной роковой красотки.
СГлядя на вашу фильмографию, кажется, что вы работаете без перерывов на обед. 2011 год – семь проектов, 2012-й – тоже семь, 2013-й – пять. 2014-м датированы шесть фильмов с вашим участием, на 2015-й уже запланировано не меньше. Вы не спите, не отдыхаете, только в кино снимаетесь?
Ух ты! (С искренним изумлением.) Так это выглядит, да? А я никогда не заглядывала в свою фильмографию! Мне теперь тоже интересно. Нет, конечно же, нет, я не снимаюсь постоянно. Просто проекты накапливаются: лежат долго, а потом их кучей выпускают. Я никакой не трудоголик. И отпуск у меня бывает, я часто уезжаю куда-нибудь с друзьями, даю себе время отдохнуть, поскучать по съемкам, по театру.
СТем не менее вы кажетесь очень востребованной.
Да, мне много всего предлагают. От каких-то проектов отказываюсь, потому что похожие роли уже играла. Повторяться мне неинтересно. Чего душа попросит, то я и беру: если у меня нет к персонажу эмоционального подключения, мне нечего делать в этом теле. Зрителям потом тоже будет скучно на это смотреть.
СНаверное, нельзя сказать, что у вас есть амплуа...
Это прямо комплимент!
СПотому что Саша из «Краткого курса счастливой жизни» совсем не похожа, например, на Василису Кожину.
А если еще вспомнить мою первую роль в фильме «Благословите женщину» – та героиня не похожа на этих двух! Отсутствие амплуа – комплимент, правда. После «Благословите женщину» я почувствовала себя в тисках. Хотелось выпрыгнуть. Но предлагали только таких же героинь. Читаю сценарий: «плачет»; «стоит с грустными глазами»; «ждет и плачет». И я стала отказываться. В какой-то момент был большой перерыв, другого не предлагали. Зато после Германики все поменялось: мне стали давать роли женщин со скверным характером. На пробах «Василисы» я уже, наоборот, взмолилась: «Дайте, что ли, доказать, что я хорошая!»
СВы знали Гай Германику до съемок? Что вы о ней думали?
Мне очень хотелось с ней познакомиться. Она была мне интересна как человек. Когда я пришла к ней на встречу, то сразу честно сказала: «Я не буду сниматься в этом проекте. Пришла исключительно ради удовольствия познакомиться». Она ответила: «Не будешь сниматься? Ну и правильно, не надо». Сценарий казался мне слишком откровенным, я была не готова впрыгнуть из одного амплуа в другое. Но все-таки решилась. И теперь могу сказать, что действительно горжусь этой работой. Одной из немногих, которой по-настоящему горжусь.
СПосле этой роли вы стали совсем известной.
Потому что кино народное. Его вообще можно женщинам рекомендовать как пособие, его смотрели все мои подруги. Даже я посмотрела, хотя обычно свои фильмы не смотрю. У Германики особенный подход к артистам. Несмотря на возраст, она мудрый человек. Умеющий работать с артистами. Многие режиссеры начинают лить воду, пытаются умничать, доносить какие-то глобальные вещи. Германика два-три слова сказала – и все, поехали. В общем, с ней было очень приятно работать.
СНасколько эта героиня, Саша, на вас похожа?
Честно? От меня в ней очень мало.
СВы себя так не ведете?
Не думаю. Я более покладистая, более мягкая, более сговорчивая. В Саше больше дерзости, пацанства. Я, скажем так, менее дерзкая (смеется). Еще один момент рассказать забыла. Валерия Александровна не всегда очень положительно относилась к тому, что мы работаем по сценарию: поэтому в большинстве случаев у нас забирали бумажки с текстом. И говорили: «Забудьте, действуем в предлагаемых обстоятельствах. Представь, что ты сегодня забыла позавтракать и у тебя болит живот, а вот теперь играй». Весь фильм мы проговорили своими словами. Импровизировали как могли. Проект был вообще импровизационным, поэтому получился таким убедительным. Люди, которые меня давно знали, спрашивали потом: «У тебя ведь волосы на самом деле вьются, а ты их выпрямляешь?»
СА близким вашим понравилось?
Любимому человеку не очень понравилось. Он посмотрел десять минут первой серии – а они достаточно откровенные – и больше не стал. Но мнение, естественно, составил. Зато друзья и знакомые – в полном восторге. Более того, я не ожидала, но маме очень понравилось. Если моя съемка в Playboy для мамы была чем-то за гранью добра и зла, то эту роль она одобрила: сказала, что все честно, по-настоящему. А для меня мама – цензор, я очень прислушиваюсь к ее мнению.
СПро Голливуд хотела спросить. Вы из немногих, у кого сложилось.
Да что значит сложилось? Один проект всего лишь, «Росомаха: Бессмертный». Получился, как и многие вещи в моей жизни, случайно. Нужна была девушка из Восточной Европы – я подходила. Не верила до последнего, что утвердят, кастинг был сумасшедший. Мы с моим директором записали видео, отправили пробы – и через месяц пришел ответ.
СИ вы поехали на съемки?
Да. Сначала на кастинг: режиссер Джеймс Мэнголд снова устроил пробы. Меня постоянно переодевали. А дальше два с половиной месяца я жила в Сиднее. Там нужно, чтобы актер был доступен, даже если у него два съемочных дня. В любой момент мне могли позвонить и сказать: «Возвращайся, примерка». Ногти наращивали сумасшедшие.
СВолновались?
Ужасно! Такое чувство ответственности не просто за себя, а за страну – вот это я ощущала. Ручки-ножки тряслись. Понимала, что я тут не просто за красивые глазки, что им нравится, как я играю. Гордилась. В таком проекте – фантастическом фильме, где еще и на английском нужно играть, – выглядеть убедительно очень сложно.
СНе хотели остаться?
Знаете, я очень довольна тем, что происходит в моей карьере сейчас здесь, в России. И, наверное, не готова распрощаться с тем, что у меня есть, и переехать. Будут иностранные проекты – буду сниматься и возвращаться домой, к друзьям, к любимым местам в Москве. Без них не могу, сложно.
СА какие российские фильмы вы любите?
Я депрессивное кино не смотрю, слишком подвержена изменениям настроения. Да и, если честно, не успеваю следить. Если хожу в кинотеатры – то в основном на мультики. Расслабиться и забыть обо всем.
СА какой любимый мультик?
«Мадагаскар».
СФильм о Василисе Кожиной, насколько я помню, проект идеологический, который сняли с благословения Мединского с целью «воспитания любви к Родине». Как вы относитесь к заказным картинам такого рода?
Я сейчас не хотела бы касаться общественных процессов и политики. Это дело не мое, а дело чиновников.
СТо есть вы, исполнительница главной роли, абстрагируетесь от контекста?
Если говорить конкретно о «Василисе», я не считаю, что это какая-то особенно патриотическая история. Скорее история любви на фоне исторических событий. Я играла историю любви.
СА Говорухин, давший вам старт фильмом «Благословите женщину», – вы разделяете его взгляды?
Давайте о политике не будем совсем, можно? Я сейчас скажу что-нибудь, а потом мои слова используют против меня. Давайте еще про кино, хорошо?
СТогда расскажите, как вы сыграли Елизавету Батори, купавшуюся в крови девственниц (фильм Bathory. Lady of Csejte – второй международный продюсерский проект Glacier Films, а также продюсера «Паранормального явления» и «Астрала» Стивена Шнайдера. – Прим. авт.).
О, завтра как раз еду его озвучивать, вот и увижу, что получилось. Американское кино с прокатом в Америке. Я снова играла на английском. Сперва немного удивилась, что они меня позвали, но там даже проб не было, режиссер Андрей Конст сразу сказал: «Мы хотим тебя». И еще сказали: «По глазам видно – сможешь сыграть». Я много прочитала про эту графиню-вампиршу. Посмотрела кучу фильмов о ней. Подолгу разглядывала ее портреты, пытаясь найти сходство, – не нашла и была очень этому рада. В начале фильма эта барышня предстает ангелом во плоти, милейшим человеком. Кстати, ни одно из убийств – а их было около восьмисот – не было доказано.
СНу ванны из крови девственниц нам покажут?
Не скажу! Но будет страшно. Хоррор, саспенс – все, как мы любим.С