/ Москва

Евгений Дёмин: Как оценить корысть

Верховный суд предлагает признать коррупционерами не только чиновников, берущих взятки. Судьям рекомендовано привлекать власть имущих к ответственности за бездействие, протекционизм, карьеризм и семейственность

+T -
Поделиться:
Подробнее

На сайте ведомства опубликовано постановление пленума Верховного суда «О судебной практике по делам о злоупотреблении служебными полномочиями».

Постановление подводит под определение «злоупотребление служебными полномочиями» не только действия чиновника, выходящие за рамки служебной необходимости, но и его бездействие, вызванное корыстной заинтересованностью. Должны быть наказаны и должностные лица, издающие заведомо незаконные распоряжения, что постановлением пленума ВС рассматривается как подстрекательство и даже организация преступления.

Кроме того, судам рекомендуется оценивать наравне с корыстной заинтересованностью чиновника еще и «иную личную заинтересованность». К ней документ относит «карьеризм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса или скрыть свою некомпетентность».

Протекционизм же постановление ВС трактует как уголовное преступление (использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы). Причем вне зависимости от того, оказывал чиновник содействие в трудоустройстве или в продвижении по службе.

Комментировать Всего 2 комментария

Мне кажется, что это очередная номинальная инициатива в рамках борьбы с коррупцией, которая должна показать состояние высокой активности, то есть бурной бесполезной деятельности. На мой взгляд, не учтены несколько основных моментов. Первое: для того чтобы что-то оценивать, а уж тем более кого-то судить, нужно понять, какими показателями руководствоваться — что такое заинтересованность, незаинтересованность и так далее. Есть несколько четких оцифрованных критериев, которые можно было бы ввести. Например, в течение какого времени ведомство или чиновник должны ответить на запрос. И хорошо бы сжать эти сроки до тех, которые действуют в ЕС или Штатах. Тогда все было бы проще. Сейчас оценивать действие или бездействие трудно из-за отсутствия таких показателей. Соответственно, все очень субъективно.

Второй момент — расплывчатые формулировки. Так, к коррупции отнесли личную заинтересованность в вопросах трудоустройства или распределения подрядов. У меня как у директора есть личная заинтересованность в том, чтобы моя компания была максимально эффективной. Я беру и нанимаю Билла Гейтса на работу. Это личная заинтересованность? Да. Попадает под статью? Да. И всему виной расплывчатые формулировки. Нужно прописать четкий механизм контроля: кто будет контролировать, как и — самое главное — на основании чего. Иначе как будет подтверждена моя личная заинтересованность? Должно быть, например, какое-то письмо, которое Иванов написал Петрову с просьбой взять его на работу, и тогда тот будет делать ему массаж ног на протяжении десяти лет.

В существующем виде это просто утопичный документ. С одной стороны, можно подумать, что есть движение в сторону ужесточения требований к госслужащим. С другой — это совершенно беззубый вариант проекта, которым реально никого не укусить. Но, тем не менее, имитация бурной деятельности продолжается, с чем мы всех нас и поздравляем.

Модная и актуальная по накалу возможных страхов и переживаний чиновников тема

Согласна. Тема модная, и с подачи президента должна, судя по всему, устроить невиданный "набат", сотрясая основы чиновничьего железо-бетонного общака. Но какие проекты могут посметь попытаться разрушить российские твердокаменные "устои"? Согласна с Вами, Евгений, никак ни этот. "Имитация бурной деятельности продолжается!"  "Протекционизм" - да без него у нас никакой "аппарат" работать не сумееет.