Замминистра транспорта России Валерий Окулов назвал причину катастрофы во Внуково: раздолбайство. Иностранные журналисты не могли перевести это слово и написали, что у нас творится в аэропортах «полный хаос». Окулов этим словом дал оценку и себе, и министру транспорта: контролировать уровень системы безопасности всех систем гражданской авиации в стране — это их обязанность.

В свою очередь Следственный комитет установил причину аварии и назвал ее виновника: пьяного мужика. Весь мир над этим смеется, зарубежная пресса разразилась сарказмом: мол, у нас по всем аэродромам (не только во Внуково) ездят пьяные люди, поэтому воздержитесь от полетов в Россию.  

Нельзя сводить причину аварии к одной конкретной личности. Что это за система безопасности полетов, если она позволяет при наличии гендиректора и кучи высокооплачиваемых топ-менеджеров какому-то дяде или тете выгнать во время взлета самолета на полосу снегоуборочную технику?

Несанкционированные объекты на взлетной полосе — проблема не новая. Сто лет существует гражданская авиация, и сто лет эта чума преследует самолеты. То на полосу выбежит лось, то корова, то техника, то еще кто-то. Это было, есть и будет, пока в авиации будут работать живые люди. В 1977 году на Тенерифе из-за тумана на взлетно-посадочной полосе столкнулись два «Боинга-747» — 600 человек погибло.

Еще пример. В 1974 году «Конкорд» — сверхзвуковой самолет, который пользовался большой популярностью, так как он позволял значительно сократить время перелета - выполнял рейс из Парижа в Лондон. На борту находилось 334 пассажира. В аэропорту «Орли» самолет наткнулся на полосе на кусок железяки — выпала из самолета, который взлетал перед ним. Эта металлическая штука пробила топливные баки, самолет загорелся, все погибли. Все «Конкорды» прекратили полеты.

В России тоже был показательный случай. 1984 год, в аэропорту Омска ТУ-154 запросил посадку. Рутинный, спокойный заход. Диспетчер разрешил посадку. Самолет сел, а в это время на полосе оказались три снегоочистителя. 168 человек погибло. 

В шестидесятые аэропорты и взлетно-посадочные полосы не были огорожены заборами. Помню случаи, когда мне приходилось уходить на второй круг из-за того, что на полосу выбежал лось. Коллеги рассказывали случаи, что к ним на полосу как-то прибегало целое стадо баранов, тракторы выезжали. Сейчас ни один аэропорт не получит сертификацию, пока у него не будет железобетонного забора. Заборы не исключили все случайности, но решили массу проблем. А исключать случайности — задача системы безопасности, и один пьяный мужичок на снегоуборщике ее сломать не может.

Кроме того, сейчас на всех полосах установлен радиолокатор обзора летного поля, который видит, занята полоса или нет. Так что вопросов много. Ждем результатов расследования МАК. Черные ящики сохранились, комиссия их уже расшифровала и почерпнула необходимую информацию. Сейчас продолжается расшифровка записей, которые производились на Земле по радиосвязи и телефону. Надо подождать, пока МАК даст объективную оценку происшествия. И только после этого должен вступать в работу Следственный комитет, который эту информацию оформит и направит в суд, чтобы там уже назвали виновника катастрофы.