![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/3142B357_E465_4993_89B7_5659E68D6963_avatar.jpg)
Куратор Екатерина Иноземцева: Я призываю зрителей не бояться современного искусства
![Фото: Олег Бородин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/73/d0/73d0a190be1653808e172cf30b9c7b9b2298035f23f4a3fbcddcbec379ca74ce.jpg)
На пустой белой стене выставочного зала карандашом начерчено две рамки, в верхнюю часть которых вбито по гвоздю. Справа от них на подставке сидит обернутый в фольгу черный тряпичный кролик размером с крупную собаку. На противоположной стене зала — люк, из которого на пол высыпан белый гравий. В зале этажом выше проектор транслирует видеоряд: человек в ростовом костюме Пиноккио мажет стол кетчупом и майонезом, гремит жестяными банками.
Первая работа, которую ценитель современного искусства, врач-стоматолог Филипп Коэн приобрел для своей будущей коллекции, — 5 Perfect Vehicles художника-авангардиста Аллана Макколлума. Пять разноцветных гипсовых китайских ваз — размышление Макколлума о поточном воспроизводстве древнего предмета и трансформации нашего восприятия. Последующие 20 лет коллекция росла и наполнялась необычными объектами, которые «вступали в диалог» с другими произведениями современного искусства.
![Фото: Олег Бородин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/fb/4f/fb4f922349acc144603742aacc22016af8cf3f9e2a811c2f46396384ba74a516.jpg)
Обернутый в фольгу кролик Джонатана Монка — это ответ на знаменитого «надувного» кролика Джеффа Кунса, который на самом деле выполнен из нержавеющей стали и весит никак не меньше десяти килограмм. В пояснении к своей работе Монк пишет: «Это не столько акт иконоборчества, сколько способ дать новую жизнь первоначальной идее».
Тема апроприации — художественного «цитирования» и «переработки» прошлого опыта — это то, что, по мнению Коэна, позволяет искусству идти вперед. Из одного произведения с помощью переосмысления или иронии создается другое произведение. Художница Джилл Миллер обращается к перформансу Джона Балдессари «Я делаю искусство», делает саркастический ремейк и называет проект «Я тоже делаю искусство», превращая акт творчества в бесконечную рекурсию.
Работа Саймона Фудзивары «Без названия» — имитация барочного зеркала в золоченой раме с наклейкой-объявлением, запрещающим проводить фотосъемку, — ставит зрителя в ситуацию выбора: хочет ли автор, чтобы мы посмотрели на свое отражение, не фиксируя свой облик и не делая классического зеркального «селфи»? Или, наоборот, призывает нарушить запрет?
![Фото: Олег Бородин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/bf/48/bf48113b3d38361438884a2e84de444966002e6e5171c2db5a49351eebf5a1f6.jpg)
![Фото: Олег Бородин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/a6/2a/a62a530138cf8657de32f990a079dc80a8f4bf8559e1d8fbb809b7bc03bbcfc8.jpg)
![Фото: Олег Бородин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/06/85/0685a03d51db6c617243c757a500e02c6a4f55b0cb886194e86bb19a4908882a.jpg)
Одна из самых знаковых работ коллекции Коэна — интерактивный видеоряд Пола Маккарти «Больше никакой реальности», посвященный консьюмеризму и обществу потребления, — тот самый ролик, в котором человек в костюме Пиноккио в течение сорока минут проводит манипуляции с бутылкой кетчупа Heinz. По задумке автора смотреть видео зритель должен в костюме длинноносой деревянной куклы, чтобы максимально идентифицировать себя с персонажем видеоряда.
Куратор выставки Екатерина Иноземцева считает коллекцию Коэна хорошим поводом взглянуть по-новому на современное искусство, перестать его бояться и отказаться от предрассудков, что совриск — это что-то безумное, абстрактное и непонятное: «Выставка Коэна представляет собой совершенно канонический пример того, что в нашем бытовом, вульгарном представлении называется современным искусством: непонятные объекты, выставленные в стерильном выставочном пространстве, а рядом с ними неизбежно сложные тексты-описания. Человеку неподготовленному, наверное, так и будет казаться. Но я призываю зрителей не бояться: искусство, представленное в коллекции Коэна, ведет диалог с современным человеком лучше, чем живопись Веласкеса, Моне или Ренуара. Работы в коллекции Коэна действительно говорят, размышляют, взаимодействуют. Есть произведения, которые выясняют отношения со своими предшественниками — искусством ХХ века. Есть произведения, которые заставляют зрителя задуматься о том, что происходит здесь и сейчас, о нашем отношении к той реальности, которая окружает нас ежедневно».
![Фото: Олег Бородин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/bd/cd/bdcd364317bcfebf37832c9dfb03b4a36ec097d20cabefed4ae98ce4860b15ac.jpg)
![Фото: Олег Бородин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/d0/4b/d04b7676c6f83f12e624ceff45acb4d884e4544c752db9e86d5cec209f972c47.jpg)
![Фото: Олег Бородин](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ef/af/efaff776b1fc523e1a117bf7e4c0482e278be7a4199eefc5cedb26e0874f97b8.jpg)