Дима Мишенин, основатель арт-группы Doping-Pong:

Я вчера, конечно, был несколько шокирован такой поспешной презентацией эмблемы ЧМ-2018. Я сначала решил, что нам показали новую электробритву Philips, о чем с недоумением и написал в фейсбуке. Уже через полчаса в сети появились первые мемы с этой самой ассоциацией. Значит, это сравнение пришло на ум всему народу, а не одному придирчивому дизайнеру-снобу.

На презентации кто-то сказал, что этот логотип — душа и сердце России. Никогда не думал, что Россию символизирует примитивно нарисованная электробритва с плавающими головками. Это даже не matrioshka и balalaika из зарубежных трэш-фильмов о России. Это гораздо хуже.

Если бы мне заказали сделать футбольный символ, я постарался бы его нарисовать, черпая вдохновение из образов, которые подсказал бы мне мой сын: он, как и большинство русских мальчишек, без ума от футбола. Вчера он сник и погрустнел после пафосной презентации, которую он смотрел, затаив дыхание, переживая за свою страну. Он так и выразился: «Обидно же! Идея хорошая, но подача — ужас».

Нужно ли было пускать иностранцев в тендер? Петр Первый пускал экспатов на работу в Северную столицу, и они вместе с русскими мастерами построили самый красивый город Европы. Дело не в иностранцах или тендерах — дело в заказчиках, правителях и их вкусах. Сейчас эстетический курс правительства за пределами любой критики. Если бы мы решили обойтись собственными силами, было бы то же самое. Безвкусица и вопиющая немодность — основная тенденция современного российского  государственного дизайна.

Иногда среди рекламной и графической серости, порожденной биомассой из студии Лебедева, среди откровенных отрыжек от Bosco вдруг возникают олимпийские имиджи Doping-Pong. И это замечает сразу весь мир, принимая за официальную рекламу и госзаказ, хотя они созданы из чистой любви к искусству. Но подобная шумиха пугает чиновников, которые хотят только осваивать и делить выделенный бюджет.   

Во времена расцвета СССР был достигнут высочайший уровень графических эмблем. Но к началу Перестройки произошли деградация и развал культуры в целом. Ремесло дизайнера, которым владели гениальные российские художники и поэты, превратилось в жалкую кальку и подражание Западу.

Только к двухтысячным стали происходить здоровые изменения в этой области, поэтому   сейчас у нас есть русские модельеры, продающиеся в культовых магазинах Dovers Street Market или Colette, есть работы художников, которые публикуются в одних арт-альманахах вместе с Хармони Корином или Араки.  

Но пока все народное и модное производит андеграундная Русь, а не официальная. Когда заказчики-чинуши начнут работать не ради галочки и будут уважать свой народ, прекратив считать его быдлом, то произойдет эволюционный скачок и смена парадигм во всех сферах деятельности нашего государства, а не только в дизайне и рекламе.

Рома Воронежский, веб-дизайнер, бывший арт-директор Студии Артемия Лебедева:

Первое впечатление: это существо женского пола (длинные волосы, платье до пят), возможно, ребенок (большая голова), движется слева направо. На голове — то ли платок, то ли шлем. Скорее, платок, красивый такой, на космическую тему.

Пожалуй, это русская девочка, она идет в платке и длинном платье к пруду, чтобы сидеть на берегу и позировать художнику Васнецову. Слово RUSSIA под знаком тоже как бы намекает на Россию. И тот факт, что это именно кубок, а не блюдо или чашка, можно истолковать в пользу русскости. Правда, у Васнецова Аленушка без платка.

Символика чемпионата FIFA здесь несомненно читается. Эта форма поддерживается так или иначе в логотипах ЧМ с 2002 года, если я не ошибаюсь. Преемственность бразильского чемпионата тоже налицо.

Конечно, если вы, спрятав подписи, покажете знак человеку, который не в курсе происходящего, и спросите его: «Что это?» — ответы будут разнообразными (я бы ответил «крышка от алюминиевой банки»). Но в контексте это прекрасный логотип, и именно таким он и должен был быть.

То, что в тендере участвовали все, а не только российские дизайнеры — это естественно. Международное соревнование, какие тут могут быть сомнения. Обойтись «своими силами», наверное, вообще было бы невозможно. Пришлось бы из приемной комиссии иностранцев выгнать, включая Капелло. Да и зачем нам еще один «зойч», посмеялись тогда и хватит.

В целом логотип хорош. У него, правда, есть один серьезный изъян: вот это безграмотное и неуместное «TM©», которое как бы говорит: «Дизайнеры-то дизайнерами, но миром все же правим мы — идиоты».