Фото: Александра Попова
Фото: Александра Попова

Альфред Вертхаймер, к сожалению, не смог увидеть открытия московской выставки: за неделю до этого он скончался в своей нью-йоркской квартире в возрасте 84 лет. Вертхаймер начал фотографировать еще никому не известного Элвиса Пресли в самом начале его карьеры. Для него работа с Пресли стала, с одной стороны, большой удачей: больше никому не удавалось настолько плотно поработать с «королем рок-н-ролла»; с другой стороны, в мире его знают исключительно как фотографа Пресли.

Фото: Александра Попова
Фото: Александра Попова

«Серия фотографий Элвиса была снята в 1956 году, — рассказывает экскурсовод Центра фотографии братьев Люмьер Олеся Тарасова. — Пятидесятые годы в Америке — это период правления Дуайта Эйзенхауэра, когда белая публика тусовалась в загородных домах и жарила барбекю на заднем дворе. И вдруг появляется Элвис со своими эксцентричными движениями. Естественно, его появление шокировало приличную американскую публику. Элвис вырос на юге Америки, где до гражданской войны был центр работорговли. Сегрегация там была везде: в общественном транспорте, школах, кафе. Элвис в юности много бродил по негритянским кварталам, наблюдал за игрой блюзменов, именно у них он и заимствовал свои необычные движения, которые потом покорили весь мир».

Фото: Александра Попова
Фото: Александра Попова

Элвиса Пресли больше никто с такого близкого расстояния не снимал, рассказывает куратор выставки Анастасия Лепихова: «Когда Элвис стал мировой звездой, к его телу так близко больше не подпускали фотографов. У Вертхаймера непосредственный и непредвзятый взгляд на молодого Элвиса, которому тогда был всего 21 год. Эту съемку фотограф делал для архива звукозаписывающей компании RCA Victor Records, это не реклама и не фэшн, а чистый репортаж».

Фото: Александра Попова
Фото: Александра Попова

«Я не ожидала, что увижу в фотографиях переломный момент жизни Элвиса. Как он превратился из неизвестного мальчика из провинциального городка в звезду мирового масштаба, — рассказала Анна Никина. — Это происходит очень быстро, всего за год. Известность меняет внутренний мир Элвиса, и Вертхаймер смог блестяще отразить эту перемену в фотографиях. Это уникальная серия. Мне было интересно увидеть столь откровенного Элвиса. В далеком 1956 году, мне кажется, он еще не умел по-настоящему играть на камеру и позировать для публики. Тогда он умел быть просто самим собой. Получился отличный дуэт: Вертхаймер и Элвис оказались гениальными в своей искренности и простоте».

Фото: Александра Попова
Фото: Александра Попова

Вероль Колесникова обратила внимание на сексуальность Элвиса, которая видна на каждой его фотографии: «Разглядывая эти снимки, я поняла, что сексуальность мужчин не зависит от объема мышц или внешности. Она в харизме человека, которая идет изнутри».

Фото: Александра Попова
Фото: Александра Попова

«После просмотра этой серии мне сразу захотелось прийти домой и послушать песни Элвиса Пресли, хотя раньше меня никогда не интересовало его творчество, — рассказала Анастасия Зарифуллова. — Он перевернул представления  о музыке — американцев, а потом и всего мира. До него никто не мог подумать, что певец может так раскованно и свободно вести себя на сцене». Анастасия отметила серию фотографий с поцелуем, где Элвис флиртует с девушкой на лестнице, и добавила, что выставка заставила задуматься о том, кто из современных певцов внес столь же большой вклад в культуру; ответа на этот вопрос пока нет.

Фото: Александра Попова
Фото: Александра Попова