Елене Скрипкиной 26 лет. Она окончила педагогический университет по специальности «учитель истории», а потом поступила во ВГИК — на режиссуру неигрового кино в мастерскую Сергея Мирошниченко. Затем последовала магистратура по религиозной философии в Свято-Филаретовском православном христианском институте, а сейчас Елена собирается продолжить обучение в аспирантуре Высшей школы экономики. Свои работы вгиковского периода она считает строго ученическими, хранит на полке и никому не показывает, но совершенно зря. Нам пришлось сильно постараться, чтобы убедить Елену в обратном, и вот результат — онлайн-премьера фильма «Глубоко-глубоко», блистательно снятого, что сегодня редкость, на пленку и грандиозно совмещающего документ и игру.

Другой мир

Феноменально простая и неизысканная среда, которая царила в моей семье, заставила меня тосковать по какой-то несуществующей реальности и возможности общаться с помощью своего воображения с «другими мирами». Очень нездоровое в детстве было воображение, которое причиняло всем беспокойство.

Бергман со скидкой

У меня очень поздно появился видеомагнитофон. Уже тогда, когда все смотрели фильмы на DVD, у меня только появилась эта чудо-машина. Первая кассета оказалась с «Синим бархатом». До сих пор не знаю, как она очутилась у меня на полке. Не могу сказать, что я что-то тогда поняла, но точно была заворожена и околдована всей этой магией «синего». Тогда не было интернета и приходилось что-то переписывать, искать. Я всю стипендию на истфаке тратила на  уцененные диски, которые никто не покупал в магазине. Это оказывались фильмы Фассбиндера и Бергмана, затем появился прекрасный прокат журфака МГУ, Музей кино. Я так много никогда не смотрела, как в ту пору. И после «Шепотов и криков» я поняла, что все, это мой мир и там я себя чувствую очень хорошо.

Здравствуй, язык

Мне не очень нравятся мои учебные работы. Они, видимо, и были учебными, чтобы я училась на них. И «Глубоко-глубоко» — это одна из них. Я старалась еще снимать на пленку, пока ВГИК давал эту возможность. Экспериментировала все время, щупала своими маленькими ручками с разных сторон киноязык, исследовала рыб («Черно-белая рыба»), конструкции тел, женские и мужские миры, закапывала пленки в землю и что-то вырезала все время, писала, вставляла. Но могу сказать, что именно для меня это был процесс обучения. Поэтому я никому никогда ничего не показывала.

Будем импровизировать

«Глубоко-глубоко» — это тоже эксперимент, который основывался на возможности попробовать себя в методе соединения документального и игрового кинематографа. Методе наблюдения и погружения уже в существующую реальность. У этого фильма нет сценария, поэтому, конечно, по структуре он рассыпается. Задача была попасть в заданную атмосферу с героями, еще только начинающими актерами, и проиграть события, которые нам предложила сама ситуация. Но, помимо этого, была, конечно, идея, и я знала о чем хочу рассказать всем этим.

«И нет ничего нового под солнцем»

«Глубоко» — это ирония над тем внутренним и, как нам кажется, непостижимым уровнем двадцатилетнего бытия, когда тебе кажется, что все внутри существует ради тебя, а на деле все обращается совершенно в другие инстанции. О той степени «глубоко», когда кажется, что у тебя безумно глубокий внутренний мир и ты отражаешь и наполняешь его своими поэтическими смыслами. И как уровни этих смыслов легко и просто переворачиваются за одну ночь.

Новые люди

Актеры почти не актеры в этом фильме. Марина Иванова только поступила на актерский факультет (в мастерскую Дмитрия Брусникина. — Прим. ред.), а Ваня Свиридов — талантливый молодой театральный режиссер. Они говорили, что думают, своим этаким молодым безудержным потоком, а я уже вырезала из всего этого аппликации. Хотелось больше в них увидеть не актерского, а именно их чистые возрастные потоки, поэтому хаос, конечно, царит во всем. Но работа с непрофессиональными актерами — отличный опыт, и эта работа как раз такой пример.

«Мы созданы из вещества того же, что наши сны»

Это мероприятие, о котором идет речь в фильме, Midsummer Night’s Dream, я посещала как гость с первых лет его существования. Я очень люблю мистерии, балы, феерии и сказки. Люблю фильм «С широко закрытыми глазами», и тема перевоплощения в такой яркой, пусть и внешней форме, мне очень близка. Поэтому увидев это пространство, я сразу задумала эту историю как эксперимент. Все должно было произойти за одну ночь, иначе потом все превратилось бы в тыкву и потерялось. И это, конечно, тоже одна из сложностей: ограниченность во времени и возможностях.

Физкульт-привет!

Задумывалось все, как я уже сказала, спонтанно и неоднозначно. Поэтому продюсера не было. Всей организационной частью я занималась сама. Бюджета почти никакого тоже не было. Все как обычно. Снимали на то, что предоставлялось бесплатно и в сжатые сроки. Никакие сцены мы потом не доснимали. Сложностей, в общем, была масса. Нас было немного на съемках, но у всех были грандиозные костюмы, в которых мы снимали, бегали, залезали на крыши, деревья, воды. С тех пор мы все занимаемся физкультурой.

Звуки, пойманные слухом

Музыку частично писала я сама. Все, что на танцульках, писал Леня Липеллис. И, конечно же, невероятные Tosca, которые даже ответили мне на письмо о разрешении использовать их музыку.

Не наркотики

Мастеру нравится эта работа, потому что тема наркотиков для него животрепещущая. Но я бы не сказала, что это история о наркотиках или о том, что в юности так падать больно. Скорее, это сквозная тема, которая лишь частично затрагивает основную идею. Но опять повторюсь, что эта работа сырая и по форме, и по содержанию для меня, поэтому я никогда не претендовала на похвалу. Я училась.

Внутри монастыря

Сейчас я работаю над полным документальным метром. Защищалась коротким метром из этого материала на своем дипломе. И потом он разросся до полного метра. Снимала я его около двух лет в Индии, в Красном Кресте Калькутты, в католическом монастыре на юге Франции и в Беларуси. Очень много материала, очень много мыслей, которые, мне кажется, очень важно озвучить именно сейчас. Наверное, это моя первая серьезная уже, не студенческая работа, во всяком случае, я ее так осознаю. Делаю ее так долго, потому что еще нужно много себя вложить в этот проект, помимо того, что я уже вложила. А я переключалась на магистратуру, образование, музыку и другие смежные проекты. Меня стало не хватать. Но очень важно уметь довести свои фильмы из начальной точки до конца, иначе тогда вообще все не имеет смысла. Вообще, очень важно постоянно снимать и работать именно в кинематографе, если ты уже там. Когда ты выпускаешься, ты вообще остаешься один на один с этим бездонным океаном. И здесь уже совершенно не время для метафор и фантазий. Я это очень хорошо осознаю. И я верю в то, что мне хватит сил до конца года закончить свой фильм.

Другие фильмы проекта:

  • «Твой брат так умеет»
  • «Смелая мама»
  • «Валить нельзя остаться»
  • «Сталинград»
  • «Второе дыхание / Second Wind»
  • «Если бы я был»
  • «Голый»
  • «Про любовь — 2»
  • «Бонапетит!»
  • «Исход»
  • «Фейерверк»
  • «Кукушка»
  • Keep Going
  • «Москва — Сортировочная»
  • «Ты, наверное, не помнишь»
  • «Как к Ивану Ивановичу совесть пришла»
  • «Подъемная сила»
  • «Холодильник»
  • «Рождество»
  • «Ушелец»
  • «Власть»
  • «Рыбный день»
  • «Утро Лизы»
  • «Конец эпохи»
  • «Освоение ограничений»
  • «Крот на море»
  • «Веха»
  • «Комната моей мамы»
  • «Жизнь после»
  • «Chicago Bulls»
  • «Невский проспект»
  • «Немезида»
  • «Как Гоголь «Нос» написал»
  • «Без креста»
  • «Чайка»
  • «Спаситель»
  • «Четыре женщины»
  • «Румба»
  • «Мясо»
  • «Счастливый конец»
  • «Кое-что о Белкине»
  • «F5»
  • 50 ПРЕМЬЕР 2013 ГОДА

    Если вы хотите стать участником проекта, присылайте информацию о себе и своей работе по адресу [email protected].