Егор Москвитин: Кулаки и шелк. Авантюрные сериалы под Новый год
1. Сериал «Библиотекари» (The Librarians, на TNT с 7 декабря)
«Библиотекари» намерены стать новыми «Байками из склепа» и новым «Доктором Кто» — при живом-то старом. Это современное городское фэнтези со скоморохами вместо героев, иронией вместо эпоса и практичным подходом к подвигам. Если в традиционном фэнтези персонажи пускаются в странствия, превозмогая себя, то здесь они, напротив, так и рвутся сбежать от рутины навстречу приключениям — как, в сущности, и зрители сериалов. Днем герои считают ворон в Нью-Йоркской публичной библиотеке, но по окончании рабочего дня принимаются за настоящее дело. Задача на каждую серию: бороться, искать, найти и перепрятать какой-нибудь особо ценный артефакт — Копье судьбы, Ключ Соломона или там Чашу Иуды. Соперники героев — всевозможные демоны, чародеи, драконы, суперзлодеи, масонские ложи и, вероятно, пришельцы. Персонажи — начитанный сноб, неприступная красавица, глупый здоровяк, чудаковатая девица, таинственный азиат — заточены и под ситком, и под приключенческий боевик. У одного кулаки, у другого остроты, у третьего гаджеты, у четвертой нестандартный подход ко всему, пятую играет бывшая супермодель Ребекка Ромейн из «Роковой женщины» Брайана Де Пальмы. В итоге «Библиотекари» делают с серьезными современными сериалами то же самое, что «Стражи галактики» летом сделали с космическими операми — учат смеяться над собой. Тем, кого в свое время очаровали «Охотники за привидениями», «Люди в черном», «Ночь в музее» и «Индиана Джонс», стоит дать этому шоу шанс. Возможно, всей семьей.
2. Сериал «Марко Поло» (Marco Polo, с 12 декабря на Netflix)
А вот историческое фэнтези, которому самоирония чужда. Для этого у него слишком сложная судьба. Сперва сериалом занимался канал Starz, визиткой которого давно стали кровь и плоть — см. «Спартака», «Черные паруса» и «Демонов Да Винчи». Потом возникли сложности со съемками в Китае, и проект перешел к Netflix — онлайн-стримингу, который теперь вынужден равняться на собственную супердраму «Карточный домик». Поэтому приключения Марко Поло, и без того вызывавшие скепсис у некоторых ученых (не первой, впрочем, величины), приобретают в сериале еще больший масштаб. Средневековая Азия здесь превращается в настоящий Вестерос. Когда сходятся армии, стрелы закрывают небо. Когда венецианский купец играет в шахматы с восточными мудрецами, на кону оказываются чуть ли не судьбы мира. Сеттинг сериала при этом куда привлекательнее западного фэнтези «Игры престолов». Шелк страшнее лат, опиум слаще хмеля, пустыня мудрее леса, летающие кинжалы изящнее мечей, а богомолы и змеи внушительнее драконов. И да, восточные красавицы здесь ходят преимущественно нагишом — тяжелое наследие канала Starz.
Стоит заметить, что в большом кино подобные псевдоисторические эпосы уже невозможны: в начале года, к примеру, провалился отличный немецкий фильм «Лекарь: Ученик Авиценны». Его целомудренный сценарий был идеальным назидательным романом для юношества — будто Вальтер Скотт взялся за восхваление наук, а не ристалищ, — но зрители прошли мимо. Если похожая история сработает на ТВ (а она сработает — с таким-то обилием секса), то сериалы смогут отпраздновать очередную победу над кино, в котором остается все меньше рентабельных жанров. Победу, правда, пиррову: что это за свобода творчества, если на кабельных каналах все в итоге превращается в порно?