Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

В архитектуре это вообще последний тренд: архитекторы наперебой предлагают «зеленые» проекты, как в мегаполисах (Милан, Париж, Токио), так и в отдаленных от цивилизации точках (Сахара, Амазонская сельва). На прошедшей Moscow Design Week основной темой были заявлены «Инновации для спасения планеты». Представляем вашему вниманию гид по экологичным объектам.

Существует множество направлений экодизайна, но условно их можно разделить на две категории – с точки зрения использования экологичных материалов, технологий и их влияния на человека, а также с позиции воздействия предметов на окружающую среду в целом, чтобы минимизировать вред от производства продукции, использовать для этого переработанное сырье или ненужные предметы (ресайклинг).

«Мы попытались рассказать, как инновации помогают решать экологические проблемы. Для осуществления этой цели мы подключили супергероев дизайна. В наше время трудно создавать инновационное и экологичное одновременно, для этого действительно нужно быть сверходаренным. Задача Moscow Design Week — найти такие таланты, представить их широкой публике и познакомить зрителя с возможностями мирового дизайна», — поделился своими размышлениями президент оргкомитета Moscow Design Week Александр Федотов.

Ресайклинг

Итальянец Роберто Мора использует в своем творчестве ненужные вещи (посуду, мебель, промышленную упаковку) и дает им вторую жизнь. Он создает арт-объекты вручную и отрицает любое массовое производство. Например, Мора привез на форум два кресла: одно сделано из старой бочки для нефтепродуктов (Oil-001), другое  – из деталей старых холодильников (Gavetta).

Французкий художник Ксавье Дегелдре за основу для мебели берет тележки из супермаркета, символа «эры потребления», создавая стулья, кресла, диваны и другие предметы. Часть выручки Ксавье отдает на благотворительность. В Москву дизайнер привез детское кресло Kart, отражающее смысл экологического дизайна по-французски.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

Австрийка хорватского происхождения Деяна Кабильо с этой же целью использует  металлическую проволоку и металлизированную краску золотого или серебряного цвета. Воздушные кресла «Феррум» и «Аурум» кажутся совершенно непрактичными, но по факту оказываются очень удобными, чувствуешь себя словно парящим в воздухе. Деяна является представительницей протестного дизайна, она ломает стереотипы и доказывает, что для комфорта нет необходимости в использовании материалов класса «люкс».

Российские дизайнеры стараются не отставать. Екатерина Юганова и Ян Аверкиев (Like Lodka) производят стеллажи из старых индонезийских лодок, придавая новый смысл их существованию. Идея создания мебели из старых лодок родилась во время их путешествия по Азии, там же они организовали и производство.

Woodandroot — это предметы интерьера, созданные из ненужных объектов. По рассказам дизайнеров, их привлекают вещи с историей, найденные на блошиных рынках в разных уголках света. Это и причудливые деревяшки на побережье, и корни упавших во время урагана деревьев. Создавая мебель или светильник, мастера продлевают их жизнь.

Виталий Жуйков (судия August) создает предметы из мусора и экоматериалов. На Moscow Design Week было представлено несколько его проектов: сундук с драгоценностями, старые деревянные стулья необычной раскраски.

Экоматериалы и технологии

Производители активно применяют натуральные материалы: дерево, хлопок, керамику, мрамор. Австрийский проект United Everything и KMKG Studio представили акустическую систему iTree из настоящего бревна. Благодаря встроенным датчикам «дерево» может воспроизводить звуки с помощью любого носителя или через Wi-fi, а также заряжать телефон. Их соотечественник, промышленный дизайнер Филипп Адуатц применяет стеклопластик. Диван, напоминающий дуршлаг, может выдержать вес нескольких человек.

REDNECK WARE — проект по созданию керамической посуды и предметов интерьера из керамики — был основан двумя московскими дизайнерами Русланом Шерифзяновым и Михаилом Жаглиным. На выставке они показали коллекцию керамических осветительных приборов и подходящей им по дизайну посуды. Итальянская фирма Margaf показала модульную стеллажную систему Logos из натурального мрамора, которая впишется в любой интерьер, не нарушив при этом экологический фон.

Российское дизайн-бюро Taiga Studio тоже использует экологичную керамику, а Иван Ходырев и Маргарита Казарина (IM Studio) не боятся для производства светильников экспериментировать с хлопковой нитью, пенькой и найденными на улице деревянными прутьями. Ян Аверкиев (Like Lodka) в свободное от создания мебели время может соорудить лампу из папье-маше.

Кирилл Коваль показал возможности светодиодных технологий, помогающих экономить электроэнергию, поэтому мы смело записываем проект Light Portal в экологические проекты. От себя добавим, что фотогеничную арку облюбовали практически все посетители выставки. Соцсети пестрили фотографиями объекта в различных ракурсах. Приводим некоторые из них.

У легендарного бренда Cini&Nils можно было посмотреть новую коллекцию светильников Assolo Луты Беттоники. Молодой итальянский дизайнер тоже использовала в своих творениях светодиоды, доказывая в очередной раз, что красота и экологичность — прекрасные спутники. Предметы были лично отобраны куратором главного проекта Moscow Design Week — Design Superheroes Серджио Риввой. Многие изделия Cini&Nils представлены в постоянной экспозиции в Музее современного искусства в Нью-Йорке (MOMA) и в других ведущих музеях мира.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой

На экспозиции Venice Design Week (Венецианская неделя дизайна), посвященной искусству и промодизайну, были представлены технологии производства мебели и обоев из двойного гофрокартона и дерева.

Фото предоставлено пресс-службой
Фото предоставлено пресс-службой