Олег Соскин, политолог, директор киевского Института трансформации общества:

Все драматические события, которые происходят с Украиной, связаны с тем, что у нас в стране в начале 2000-х годов не провели административно-территориальную реформу. В стране должна была произойти глубинная трансформация системы по передаче денег из центра на места. Если бы мы это сделали и упростили систему управления, то сегодняшних проблем с восстаниями в регионах не произошло бы.

Украина должна формироваться как совокупность краев — это европейская практика. Надо менять Конституцию и создавать палату краев, сделав парламент двухпалатным за счет сокращения количества депутатов нижней палаты с 450 до 300 человек.

Сейчас началось обострение в Винницкой области: это реакция народа на действия Порошенко и других олигархических групп, после революции не выполнивших обещания, которые они давали, стоя на коленях перед Майданом. Они должны были передать власть и деньги на места, провести реформу местного самоуправления. Если власть этого не сделает, то окажется, что они обманули миллионы людей. Начнется снова мощнейшее социальное движение и гражданское неповиновение на Украине.

Решением о децентрализации власти можно существенно поправить ситуацию на Донбассе. Но только если украинские войска возьмут под контроль российско-украинскую границу. Конфликт на востоке Украины может быть решен в рамках перехода к краевому устройству вооруженный.

Формат минских переговоров являлся для Украины ошибочным изначально. Ничего хорошо Украине, России и Донбассу эти переговоры не дадут. Переговоры не надо вести с представителями Лугандонии, потому что это заводит ситуацию в тупик. Представители ДНР контролируют только треть территории, где сейчас разворачивается конфликт.

Сначала надо решить генеральную проблему — отношения Украины и России. У нас есть международный договор на базе международного права, он в 1997 году подписан, ратифицирован. В нем четко прописаны все правила поведения для наших стран. Надо, чтобы Путин и Порошенко создали группу переговорщиков во главе с министрами иностранных дел. Только после этого можно вести разговор про реформу децентрализации власти в регионе.