Александр Гольц, политический и военный обозреватель:

Интенсивность полетов российских военных самолетов над Балтикой усилилась в последнее время, это фиксируют и Балтийские страны, и Швеция. Это наш ответ на решение НАТО на саммите в Уэльсе о создании сил высокой готовности в этом регионе и присутствие кораблей НАТО в Черном море.

Россия сегодня тратит гигантские средства на перевооружение. Стоимость программы оценивается в 23 триллиона рублей. Эта огромная сумма в целом тратится неэффективно. Но тем не менее на вооружение поступают новые самолеты СУ-34, СУ-35, также испытывается истребитель пятого поколения. На фоне крайне неэффективной деятельности других военных отраслей деятельность авиационной корпорации выглядит более или менее приемлемой.

Авиация страдает от всех структурных проблем, которые есть у российской оборонной промышленности. Не случайно Путин раз в полгода проводит совещания по выполнению оборонзаказа, поскольку выполнить его без ручного управления никак не удается.

В середине 2000-х годов под руководством Путина и Иванова была проведена реорганизация системы российской оборонной промышленности. Реорганизация свелась к созданию нескольких госкорпораций, одной из которых стала Объединенная авиастроительная компания. По сути, каждая из созданных корпораций представляет собой некий колхоз, куда механически набрали разные предприятия, которые посчитали оборонными. Эти корпорации, включая авиастроительную, представляют собой пародию на знаменитую «девятку» — девять советских промышленных министерств. Проблема в том, что эти корпорации висят в воздухе — у них нет сложной системы субконтракторов и субпроизоводителей, которые бы на гражданских предприятиях, как это было в СССР, производили бы компоненты для военной промышленности.

Рыночная экономика сделала военное производство совершенно бессмысленным. Не случайно на недавних слушаниях в Госдуме обсуждалось, почему у нас так плохи дела с реализацией оборонного заказа, кто-то из депутатов честно сказал: «Нужен госплан». Именно госплан в советских условиях балансировал цены, чтобы придать хоть какой-то смысл военному производству.

Авиационные корпорации, как и все прочие, страдают от отсутствия сложной цепочки поставщиков различных компонентов для строительства вооружений. Я несколько лет назад читал интервью одного из руководителей Авиационного предприятия в Комсомольске-на-Амуре. Это ведущее российское предприятие, которое производит как гражданские, так и военные самолеты. Так вот там было сказано, что руководитель счастлив, что его предприятие получило заказ на производство 400 штук СУ-34. Но дальше он сказал, что теперь они прекращают свой производство на четыре года. Оказывается, для того, чтобы начать производство СУ-34, они начинают производить все компоненты и комплектующие на своем же предприятии. Это насмешка над рыночной экономикой. Все самолеты, которые производятся по такой схеме, золотые. С таким же успехом их можно было делать сразу из золота.

Путин и Ивановым все ищут злоумышленников, воров и коррупционеров в оборонной промышленности и с удивлением разводят руками и недоумевают: как так в 11 раз подорожала военная продукция с момента производства? Им нужно периодически смотреться в зеркало, если они хотят увидеть виновников этой ситуации.

Россия только проводит испытания истребителей пятого поколения. Трудно говорить, но пока что эти испытания проводятся со старыми двигателями, что делает их не совсем истребителями пятого поколения. В то же время Соединенные штаты уже в начале 2000-х приняли истребители пятого поколения на вооружение. На данный момент они уже произвели 146 истребителей F-22 Raptor. Эти самолеты стоят у них на вооружении и давно летают. Американцы начинают производство облегченного варианты истребителя пятого поколения F-35. Уже несколько стран захотели у них приобрести этот истребитель. Будем откровенны: Россия существенно отстает от США в области авиационных вооружений.

Ракеты пятого поколения должны обладать высокой скоростью двигателя, они должны быть сделаны из материалов, которые поглощают сигналы радаров, чтобы этот истребитель был малозаметным для противника. Кроме того, у современного истребителя должна быть особая компоновка вооружений. Нельзя рассматривать просто истребитель как истребитель. Дело еще и в его вооружении, ракетах, которыми он оснащен. Сейчас у истребителей большая часть вооружений находится вне его, на подвесках, что, конечно, ухудшает его аэродинамические качества, сопротивление воздуха возрастает. А у истребителя пятого поколения вооружение должно быть убрано внутрь корпуса самолета. За счет этого возрастает его скорость полета.

Все говорят о необыкновенных маневренных свойствах российских истребителей. Может, это и так. Вооружения F-22 и других современных истребителей имеют большую дальность, чем ракеты, которыми оснащены российские самолеты. Это значит, что российский истребитель может маневрировать как угодно, только он будет сбит ракетой своего противника, которая, может, и не умеет так маневрировать, зато летает на более дальние расстояния.

Иногда люди, далекие от оборонной промышленности, спрашивают: почему мы не покупаем американские истребители пятого поколения, если они давно уже изобретены? Отвечаю: во-первых, нам их никто не продаст, а во-вторых, один американский F-22 стоит около 300 миллионов долларов, и никакого российского бюджета не хватит на покупку этих самолетов.