/ Москва

Алена Долецкая: Куплю свитер Gap, поношу его с удовольствием и выкину к чертовой матери

Вернувшись с модных показов в Нью-Йорке, Лондоне и Париже, Алена Долецкая рассказывает, как известные дома моды борются с дешевым тиражированием

Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
+T -
Поделиться:

Главная сегодняшняя проблема дизайнеров prêt-a-porter — «охрана креативности». Сейчас объясню, что это значит. Это большая история, которая началась не сегодня и закончится не завтра. Суть в том, что от выхода коллекции prêt-a-porter на подиум до появления вещей в магазинах проходит около полугода. За это время дизайнеры массовых брендов успевают отсмотреть показы в Интернете, скопировать наиболее удачное, запустить в производство дешевую одежду по мотивам новых силуэтов и получить огромную прибыль. Главный вопрос, который стоит перед потребителями: какой смысл ждать платья Balmain за 6 тысяч евро, если очень похожая вещь через пару недель появится в доступном TopShop и будет стоить в разы меньше?  

Однако говорить о том, что бренды высокой моды из-за этого гибнут, пока рано. Весть о банкротстве Yohji Yamamoto совершенно не связана с воровством идей. Здесь проиграна война не моды как таковой, а конечных цифр. Люди, которые инвестировали в компанию, увидели, что продажи низкие, затраты на производство высокие, и решили объявить компанию банкротом.

В эпоху Интернета проблема плагиата стоит перед любым дизайнером prêt-a-porter. Все могут увидеть показ вживую, в режиме «прямо сейчас», например, на сайте style.com. Компании H&M, C&A, TopShop моментально копируют увиденное и отшивают в Азии. И им остается только принять решение, когда, в каком количестве и что конкретно пустить в продажу.

Конечно, сопротивляться развитию технологии, развитию Интернета глупо. Это уже здесь и сейчас. С этим надо жить и разбираться, как действовать дальше. В воздухе витает миллион разных идей. Дизайнеры придумали несколько способов, сродни шахматным комбинациям, как разбираться с наглым копированием. Например, Рикардо Тиши разработал для Givenchy более дешевую молодежную линию. Так, кстати, в свое время поступили в Armani, запустив Emporio Armani — так сказать, экономичный вариант одежды дорогого бренда. Безусловно, такой шаг — реакция на запрос рынка. Чтобы бороться с бешеным копированием, бренды и запускают вторые линии, попроще и подешевле.

Есть другая тактика — сопротивление. Можно делать маленькие закрытые показы, как это делали 70 лет назад Dior и Yves Saint Laurent.

Третье решение — полное понимание и принятие новых правил игры. Например, последний показ Alexander McQueen: коллекцию демонстрировали в режиме live show. Я была в павильоне и смотрела на показ, а мой ассистент, находясь в это время в Москве, наблюдал за шоу, глядя в ноутбук. На мой взгляд, такой ход — попытка охватить еще больше рынка, подтянуть его к себе, обратить внимание на себя и на статус своего бренда.

У меня есть соображение, что нужно делать дизайнерам, чтобы защищать и развивать свой бизнес: больше думать о высоком качестве своих работ, потому что мода — это прежде всего инвестиции.

К сожалению, русской моде пока рано задаваться подобными вопросами. Главная ее проблема в том, что у дизайнеров нет никакой финансовой поддержки. Они хоть и  талантливы, но возможностей творить у них практически нет. Оглянитесь вокруг! Кто может поразить воображение сотрудников редакции Vogue? Юдашкин, Зайцев, Чапурин, Ахмадуллина. Четыре имени на всю Россию — это очень мало.

Готовое решение, как русским дизайнерам привлечь внимание покупателей, — расширение сферы влияния модной индустрии за счет выхода в массмаркет. Так в свое время делала Султанна Французова. Однако нужно понимать, что, несмотря на то что Султанна — большой молодец: вовремя правильно поняла, что в ее дизайне нравится аудитории, открыла вполне успешную сеть магазинов, решила проблему распространения, встала на ноги, она ушла из настоящей дизайнерской моды. И это важный момент: как только ты уходишь в массмаркет, начинает страдать дизайн.

Я оптимист и думаю, что русскую моду ждут лучшие времена. Но пока мода в России носит немножко эмбриональный характер. И это значит, что у русских дизайнеров есть время, чтобы выработать стратегию борьбы с плагиатом. Когда русская мода перестанет быть «кособокой», станет совершенно очевидно, как и какими средствами нашим дизайнерам бороться с копированием.

Комментировать Всего 8 комментариев

Очень хочется что-то для этих самых молодых дизайнеров делать. Алена, может, Vogue и "Теория моды" совместными усилиями? Столько есть разных методов. Я бы спросила ТМ, как они на это смотрят, может, и Сноб бы подключился. И всех свела вместе. А? 

Поговорю со всеми, дам знать.

Алена, а не должна ли высокая мода оставаться высокой - то есть ручной, дорогой, малодоступной, неповторимой... такую вещь хранят десятилетиями и передают по наследству? Как платья Парфеновой, скажем... ты не упомянула ее, но она уже зрелый мастер... А отдельной строкой существует обычная мода на обычные вещи, молодежные линии, демократичную одежду... Это как ручные оттиски гравюр и тиражные постеры - каждому свое по возможностям и желанию... Мне вот хватает двух-трех авторских вещей, в одном экземпляре, чтобы радоваться им, а каждый день их не наденешь, если только не на ярмарку тщеславия... Хотя, конечно, от кутюр - не самый лучший бизнес, наверное, слишком штучный товар.  

это уже вопрос вкуса и финансовых возможностей, Наташа. У некоторых дома, даже не шкафы, хранят  коллекции от кутюр и редкого прет-а-порте.  если говорить о судьбе моды прет-а-порте, то ей сейчас непросто по вышеозначенным причинам. Самой интересно, как перетасуются карты, кто выживет, а главное -- какое свежее дыхание появится.

Согласна, что массовые бренды копируют, но... Смотришь, вроде всё тоже самое, а в тоже время и не то!

1) качество ужасное,-вещь можно выбрасывать через пару надеваний!

2) молчу про то, что ты выходишь на улицу и видишь себя как в 1000отражений зеркал...

3) да и сидит в общем-то не очень: тут торчит, там топорщится, сборится...

да и видно откуда эта вещь, как бы девушка "нос на форточку" не задирала)))

А про самоощущение от платься Balmain (когда покупаешь, берёшь пакет в руки, приезжаешь домой и примеряешь ещё раз..) никак не сравнится от Топшопа!

В общем, купила я как-то пару раз что-то в топшопе и поняла старую простую истину: лучше иметь одно платье, но чтобы оно было Платье! А не кусок не самой лучшей ткани))

prêt-a-porter было, есть и будет. Всегда!

Елена Казьмина Комментарий удален

схожие проблемы существуют во многих бизнесах, как например борьба производителей печатных устройств (принтеры, факсы, копиры и т.д.) и оригинальных расходных материалов к ним с "перезаправщиками" и неоригинальными производителями, "серый рынок" и рынок подделок все равно будет существовать, задача свести его к минимуму.

возможно, сделав упор на качество и практичность вещей приобретаемых у именитых дизайнеров и домов мод, можно будет косвено защитить оригинальную идею, т.е. попытаться  сделать упор на сложность изготовления, продуманность того или иного платья, костюма, что в свою очередь сможет  продлить(удленить) время на изготовление подделки-копии, такие приемы, как мне кажется, используют представители массмаркета сопртивной одежды, изобретая и патентуя различные "ноу-хау", в разрезе моды можно попытаться патентовать лекала?

кстати, почему если в музукальной индустрии существует возможность отсудить оригинальность муз.произведения по нескольким совпадающим нотам, в производстве одежы я о таких примерах не слышал?! может если лекало по каким-либо признакам может быть признано скопированным, то можно и юридически защитить оригинальную идею дизайнера?

правда, иногда мне кажется, что в конкуренции между различными производителями, не только в отношении моды, победит в конце концов утилитарность, точнее практичность вещи в той или иной степени, т.к. у большинства нет свободного времени следить за модой и технологиями...

Мир меняется, пора измениться и домам моды. Современные реалии показывают, что выигрывает тот, кто обеспечивает хорошую логистику своим идеям. Быстро, доступно, качественно.

Мода - это бизнес. Большинство дизайнеров работают на дома, которые в свою очередь входят крупные группы компаний, те котируются на бирже. В конце дня решают только цифры, кто останется на рынке, а кто нет. Хочешь искусства? Делай маленькие коллекции, закрытые показы, занимайся только высокой модой. Хочешь бутики по всему миру - готовься воевать с массовым рынком.

В свое время mom and paps shops проиграли моллам, музыка на CD проиграла mp3, поезда самолетами и так далее. Мир меняется, его не остановишь, надо приспосабливаться.

Лично я рад, что люди, тем более в нашей стране, могут теперь красиво и дешево одеваться. Это же прекрасно! Надо наоборот радоваться.

Мне как-то Алена Ахмадуллина объясняла, что многие марки сейчас конструируют вещи таким образом, чтобы их одеть на один-два раза, а потом они резко теряют в своем виде. Разве это не идеальный мир? Есть вещи, например тренч Burberry, который покупаешь на годы, потому что он не меняется. Вот он и должен быть качественным. Остальное пусть будет "блокбастерной модой" - на один сезон, на два выхода на улицу.