Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Егор Мостовщиков   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Иван Охлобыстин

Иван Охлобыстин: Мыло

При упоминании в моем обществе слова «сериал» я обязан придавать своему лицу чванливое выражение. Чего, однако, сделать мне не представляется возможным

Иллюстрация: Nanny Husky
Иллюстрация: Nanny Husky
+T -
Поделиться:

Как любой уважающий себя выпускник Всесоюзного государственного института кинематографии, при упоминании в моем обществе слова «сериал» я обязан придавать своему лицу чванливое выражение и туманить взор стыдливой поволокой. Чего, однако, сделать мне не представляется возможным по причине неоднократного личного участия в производстве многосерийной телевизионной продукции. Даже напротив, страшно признаться, но здравые рассуждения неуклонно приводят меня к убеждению в безусловной победе «мыла» над отживающей формой «полного метра». Причиной такого нигилизма стало знакомство с американскими сериалами «Побег из тюрьмы», «24 часа», «Доктор Хаус» и еще пятью-шестью увлекательными художественными произведениями, подарившими вашему покорному слуге несколько месяцев действительного удовольствия. Падение мое началось, разумеется, с легкой руки супруги, взявшей за правило гладить ночами горы выстиранного детского белья и при этом смотреть отечественные телевизионные саги про войну или женщин-милиционеров. Нуждаясь в ласке, я пристраивался неподалеку от утюга со стаканом чая и неизбежно «зависал» на несколько часов. Вскоре, осознав постыдную зависимость, я мудро решил придать ей хотя бы видимость культурного времяпрепровождения, для чего съездил на Горбушку и провел обстоятельные консультации с опытными в этой области людьми. После первого же заезда я приволок домой стопку дисков с сорока сериями «Побега из тюрьмы» и на неделю выпал из социума. Предложи кто-нибудь мне тогда оплаченный вояж в пятизвездочный отель на теплых берегах Средиземноморья, посещение в рамках океанологической конференции губительно прекрасных фьордов Норвегии или жесткий вис в лучшем кофешопе Амстердама, я бы просто беспомощно развел руками. Ибо сознание определяет бытие, а на тот момент мое сознание комфортно распределилось во временных интервалах, необходимых для смены диска в видеоплеере. За «Побегом из тюрьмы» последовали «24 часа» с Сазерлендом, чьего отца я бесконечно чту за роль Казановы в односерийном шедевре Феллини. Потом у меня начали худеть дети, и мне пришлось выйти на улицу. Этот вынужденный перерыв в просмотрах дал мне возможность отделить семена от плевел и прийти к поразительному умозаключению, суть которого заключалась в том, что сериал необязательно смотреть разом, можно мобилизовать внутренний ресурс и принимать серии порционно. Ежевечерне. По три, максимум по пять серий. Также я систематизировал свои новые убеждения, после чего они стали выглядеть так: отличие сериала от фильма подобно отличию романа от повести. Сериал, как и роман, предоставляет возможность проследить за всеми этапами развития характера героя или складывающейся интригой. Повесть и фильм лишь заявляют вопрос и сразу выдают окончательный результат. А по нынешним временам, когда сериал мало чем уступает по качеству односерийной картине, фактор времени становится определяющим. Комфортно осознавать, что еще как минимум месяц после тяжелого рабочего дня дома тебя ожидает продолжение приключений симпатичного тебе персонажа, раскрытие очередной зловещей тайны и много еще чего. Хороший чай и сушеный желтый полосатик. Вот оно, счастье человека при пяти работах по кризису. Это не хорошо и не плохо, это так.

К слову о качестве: современным кинематографистам грех жаловаться на сериальный прессинг, именно они сравняли качество сериала и обычного фильма, «подснимая» десяток дополнительных серий к своим фильмам для последующей реализации на телеканал. В итоге год от года полнометражное кино медленно, но верно сдвигается в нишу «костюмных, выходных утех» типа балета, оперы, театра, в то время как сериал забирает на себя функцию «альтернативной реальности», которую ранее выполняло кино. И это очень важно для миллионов людей, в особенности на периферии, где телевизор стал единственным окном, куда можно выглянуть без страха и отвращения.

Ах, если бы еще таинственное слово «формат» означало что-нибудь жизнеутверждающее. Про обычную любовь, что ли!? Нет, про обычную любовь редакция не пропустит. Про дружбу. Вот, про дружбу! Без бухих ментов, хреноголовой «миски», потери памяти, адюльтера и несчастного олигарха. Нет. Не получится. Железяка — не формат. Придется америкосов с взаимовыгодного торрента качать.

P. S. «Кости», «Говорящую с призраками», «Притворщика» и четыре первые серии «Теории лжи» качнул. Храни Бог благодарных «сидов»! Хорошей всем скорости.

Комментировать Всего 20 комментариев
и "папины дочки"

как альтернатива прожекторперисхилтон на ниве политической сатиры:-)

Ну вообщем "да".

Перечисленное выше - горбушечный мейнстрим, ясное дело. Вот если копнуть глубже, форматный бой "полного метра" с голубым экраном станет казаться не боем, а спокойным таким виражом эволюции. Не знаю, покупаема/качаема ли в России остальная продукция HBO, например величественный и совершенно непостижимый масштабами "Рим" или зонненфельдофский "Pushing daisies", захватываюий не только дивным сюжетом, но и совершенно уникальным визуалом, колористикой... Опять-же, умный и кайфовый "Калифорникейшен", достойный полнометражки, но слишком желанный в последовательности еженедельных встреч. А "Weeds"? A "Curb Your Enthusiasm", сочетающий Вуди Алленовскую глумливость с почти что Вашей, Иван, гиперреалистической урбан-легендогеничностью мирской суеты, если смотреть на нее хитрым глазом?:) Ну и, отдельно от повествовательного сериала есть же еще поразительного качества и силы традиционный ТВ-продукт, типа Терри Джонсовской серии "Средневековые бытия", где монти-пайтоновский подход к истории Средних Веков дает зрителю фейерверк новых ощущений и знаний... Никакое кино так не умеет и не должно бы. Но при этом делается все киношниками, полноформатно, теми-же аппаратами и в тех-же студиях... И уж молчу об интерактиве, всех этих мегамилионно-рейтинговых реалити-звездо-генераторах от Саймона Фуллера, которые делаются на уж таком ультимативном уровне мастерства и вовлеченности... И при этом воспитывают зрителя, преподнося самые исконно-челвеческие ценности, типа устремления к совершенству, к мастерству, к успеху, - оставляя ощущение живой сопричастности, поскольку - интерактив... Вобщем, тема отличная, обширная, кайфовая. Но времени жрет - мама дорогая, факт.

Для хорошего дела не жалко.
Life On Mars

Вот что нужно.

UK версия.

Хотел From, но решил, что of этимологически вернее.

Иван, а Вы досмотрели "Побег из тюрьмы" до конца? Как оно? Все хорошо закончилось?

Там такая грустная история случилась, как мне кажется. Первые два сезона лишила меня сна, но потом в дело полным ходом пошла нездоровая паранойя про мега-корпорацию и смотреть на группу зеков, борющихся с ТНК, без смеха не получилось.

Меня все волнует судьба Ти-бега, персонажа, на котором весь фильм держится. Он остался жив? Он всех победил? Обрел ли он, несчастный дурак, счастья? Куда занесло его судьбой?

Такая же фигня.

До конца сил не хватило досмотрть. Но это не важно. Парадокс - но не важно чем кончится. Еще одна специфика сериала.

Я Вам рекомендую посмотреть 6-ти серийный телепродукт "Lost Room"  — с него у нас дома началось заболевание западными сериалами. Здоровская картина. И что важно — у этого фильма есть внятная, правильная концовка. Потому что обычно все заканчивается, как и с "Побегом", ничем. Вот, скажем, "Остаться в живых" уже нет никаких сил смотреть. "Доктор Хаус" теперь занимается неестественным исправлением человеконенавистника, а "Герои" (первый сезон был запредельно хорош) утонули в маразме.

Ну и да, согласен с Арсеном: "Californication" — это прекрасно.    

"Потом у меня начали худеть дети, и мне пришлось выйти на улицу" - фраза расправила крылышки и упорхнула в бесконечность русской литературы

интересно с точки зрения христианства сублимировать на сериалах, равно как и в виртуальном пространстве, жить не своей жизнью - это грех? на мой взгляд  - да. давно ведь известно ни для души, ни для ума телек ничего не дает.

Но что значит - жить своей жизнью?

Я попытаюсь это сам для себя сформулировать в блоге.

жизнь - это сумма впечатлений. вбирать впечатления своими органами чувств, интерпретировать их с врожденной, свойственной только тебе рефлексией - это и есть суть, жить своей жизнью.

затем конечно копить этот опыт и меняться в соответствующем направлениии, менять реакции и потребности в них, становиться другим, а затем будучи немощным все это вспоминать.

а не своей - зырить в экран, наслаждаться тем, как актеры с разной отдачей потеют и льют слезы, и потеть и улыбаться по указке, при раздражении от закадрового смеха

И то правда.. Окститесь, батюшка! А то ведь мы с Вами так и до апологии Аншлага дойдём [трижды плюя и опасливо озираясь]..

Ну, это врядли.

Я смешлив от природы, так что не смогу ни сменить половую ориентацию, ни стать фэном Аншлага.

Признаться, категорически не вижу связи между половой ориентацией и пристрастием к аншлагам. Скорей уж напротив, ввиду крайней массовости аудитории последних, в один ряд сюда можно поставить и пугливость в отношении различного инакомыслия, инакоповедения, и пр. Речь даже не об уровне толерантности, а об общем уровне развития народа, где одним из первых показателей является отсутствие слепых приверженностей традиции, бездумных привычек к чему-либо.

ИМХО, отсутствие приверженности традициям, говорит скорее об уровне деградации народа, нежели о  развитии.

связь такая,что ни то,ни другое не меняется в процессе жизни естсественным путем

Дмитрий Катков Комментарий удален

)))))) вспомниалась фраза " а потом оно вышло естественным путём"