Руслан Гринберг, директор института экономики РАН:

Четырехкратная девальвация 1998-го года маловероятна — доллар вряд ли достигнет 120 рублей. Думаю, что его предел — 80-85 рублей. Чтобы удержать рубль от падения, у Центробанка есть целый спектр возможностей. Может быть, придется прибегнуть к разного рода валютным ограничениям. Например, резервированию определенного количества долларов — то есть вы сможете потратить только то, что вы резервировали. Или ввести ограничение в обменных пунктах.

Немецкая марка была сильна с начала 1960-х годов, но в ФРГ отменили обязательную продажу валюты только в 1974 году. Так что это нормально, не надо молиться на свободный рынок, как на икону.

Стоит отметить, что Центробанк ни разу не побеждал инфляцию, он ее просто немного сокращал. Инфляция, конечно, должна быть снижена до нормального уровня, но для этого надо много чего сделать. Прежде всего, необходимо поставить под контроль естественные и неестественные монополии. Если в итоге останутся только крупные банки — это монополия. Но если мелкие банки жульничают, то в крупные банки больше веры, несмотря на то, что они могут ухудшить обслуживание в этих условиях. В этом случае нужно искать баланс. Хотя после повышения ключевой ставки мелким банкам будет только хуже. Они могут просто этого не выдержать.

Банкам просто не хватит денег выплачивать вклады под 20 процентов годовых. Банковский кризис может быть тоже очень серьезен — кризис ликвидности и прочее. Жадность может быть наказана. Ну и плюс, конечно, дальнейшая девальвация рубля.