Зона роста

Первая проблема Липницкой сугубо спортивная: девочка растет. В современном спорте есть виды, где миниатюрные малышки заведомо имеют преимущество. Женское фигурное катание — в их числе. Освоить стремительно растущую техническую сложность со всеми оборотами, комбинациями прыжков и прочими трюками и связками тем проще, чем ты моложе, меньше и легче.

Но такая карьера не бывает долгой: со временем девочки начинают взрослеть. На спортивном языке это называется «меняется центр тяжести», проще говоря, вырастают «первые и вторые 90», меняется рост. Как следствие, начинаются сложности с прыжками и другими ключевыми элементами. Если ты не счастливая обладательница азиатских генов (хотя даже они — не гарантия), избежать этого невозможно.

Неслучайно в таких видах спорта «20+» — зачастую уже практически пенсия. А те, кто не просто остается в профессии в этом возрасте, но и добивается успеха, — безусловные героини.

От переходного возраста страдают даже те, у кого прыжковая техника изначально была поставлена качественно. Самый свежий пример: Елизавета Туктамышева, которую острый пубертат настиг в самый неподходящий момент — в олимпийский сезон. В результате фигуристка не попала на домашние Игры. Но смогла триумфально вернуться в нынешнем сезоне. Прыжки же Липницкой многие специалисты критически оценивали и раньше, предсказывая появление у нее проблем с началом взросления.

Сложности переходного возраста со срывами пережила и олимпийская чемпионка Сочи в индивидуальном турнире Аделина Сотникова, но ей, по сравнению с конкурентками, удалось пройти этот период с наименьшими потерями.

Однажды Липницкая через что-то подобное уже прошла. Ей пришлось пропустить значительную часть своего первого взрослого сезона и отказаться от участия в финале Гран-при сезона 2012–2013 — практически «первом бале» всех амбициозных дебютанток, — когда наступающий переходный возраст впервые дал о себе знать. Но тогда Юлии удалось привести себя в форму к весне, и до Олимпиады в Сочи процесс удавалось держать под контролем, пусть и с помощью весьма жестких, по слухам, мер.

Хорошая новость в том, что эти трудности преодолимы при наличии терпения и головы на плечах. То, что переходный возраст Липницкой, с учетом ее нынешней популярности, придется переживать в режиме реалити-шоу, может несколько осложнить ситуацию. Но и это не смертельно.

Маленькое красное платье

Другая, куда более серьезная проблема Липницкой: она стремительно вырастает из красного платья маленькой героини Стивена Спилберга, сделавшего ее знаменитой на весь мир, не только физически.

Ее произвольная программа прошлого сезона под музыку из «Списка Шиндлера» — безусловный шедевр постановщика Ильи Авербуха — оказалась грандиозным подарком судьбы. Фигурное катание знало немало трагических историй, когда самые удачные постановки спортсменов приходились на промежуточные сезоны между Олимпийскими играми, а на самом главном старте четырехлетия они исполняли нечто менее заметное и удачное. И проигрывали.

Но эта роль для Липницкой стала в определенном смысле и ловушкой. Положа руку на сердце, ее короткая программа нынешнего сезона (наиболее удачная из двух постановок) эксплуатирует все тот же образ маленькой девочки в жестоком мире, пусть и более лирично. И если осенью, после первых соревнований в Шанхае, казалось, что это безусловное попадание в цель, то уже несколько месяцев спустя невооруженным глазом было заметно, как тесно стало в этом образе повзрослевшей фигуристке. Он не помогает ей, а наоборот, только мешает, как надоевшее, переставшее сидеть старое платье.

В определенном смысле Юле, конечно, не повезло. Старый образ вполне можно было эксплуатировать еще год-другой. За это время спортсменка как следует отдохнула бы после напряжения олимпийского сезона, разобралась с тем, чего хочет от жизни, и потом с новыми силами окунулась бы в творческие поиски. Но стремительное взросление сделало это невозможным.

С другой стороны, в этом есть и свой плюс. Застрять в амплуа маленькой девочки — худшее, что могло случиться с Липницкой. Многочисленные дети-звезды с искалеченными судьбами и несложившимися карьерами, годами игравшие одно и то же, а потом списанные в категорию «не сбылось», многое могут об этом рассказать.

Прошлогодний успех девочки в красном платье вводил слишком большое количество людей, имеющих право голоса, в искушение подталкивать фигуристку и ее команду к варианту «сделать так же хорошо, как было». Или просто «сделать так же». Достаточно вспомнить, сколько копий было сломано вокруг Юли и ее постановок во время закрытых просмотров перед началом сезона, после которых фигуристку заставили переделать произвольную программу, которая нравилась ей самой. В качестве компромиссного варианта в итоге выбрали «Джульетту», но он, судя по всему, по-настоящему не пришелся по душе никому из участников процесса.

Преодолеть сомнения

Фото: AFP/East News
Фото: AFP/East News

Вторая проблема также решаема. Но для этого самой фигуристке нужно понять, чего она хочет от жизни и от спорта. Готова она сама принимать решения или по-прежнему доверяет своей волевой маме Даниэле? Чего хочется, наконец, Липницкой-старшей?

Накануне интернет облетели слова Юли о том, что после неудачного декабрьского чемпионата России, оставившего ее вне сборной на этот сезон, она подумывала завершить карьеру. По каким-то соображениям их оперативно убрали из уже опубликованного на сайте Федерации фигурного катания интервью. На самом деле что-то подобное Юля говорила уже не раз. Но озвучить сомнения — не значит действительно уйти. Особенно в 16 лет.

Из той же серии и сомнения фигуристки в вопросе выбора тренера. Информация об уходе Липницкой от ее наставника Этери Тутберидзе стала настоящей сенсацией. Но по скупым комментариям сторон было невозможно понять, чего там на самом деле больше: реального конфликта и исчезнувшего взаимопонимания или простого желания сменить обстановку. В фигурном катании это довольно популярный рецепт выхода из профессионального кризиса. Но надо понимать, что в подобных случаях чаще всего речь идет не о профессиональных недостатках того или иного специалиста, а о неразберихе в голове самого спортсмена.

К счастью, стороны по инициативе прямого работодателя — Министерства спорта — усадили за стал переговоров и убедили не рубить с плеча. Тем более что уходить Липницкой на самом деле было не к кому. Все ведущие российские тренеры заняты ее прямыми конкурентками. Вариант уехать за границу также не казался удачным. Работающие за рубежом тренеры, в отличие от их российских коллег, не няньки, а наемные профессионалы, которые оказывают помощь и помогают достичь целей. Каких именно — человек должен решить сам. Для спортсмена на распутье, какой сейчас кажется Липницкая, это не самый лучший вариант.

Одна из причин, по которой хочется страстно желать Липницкой выбраться из нынешнего кризиса с наименьшими потерями, — ее грандиозный потенциал. Не спортивный даже, а человеческий.

Таких людей, как Юля, принято называть media darling, любимцы публики и прессы, а ее успех — из числа тех явлений, которым трудно найти исключительно рациональное объяснение. И дело тут не в красном платье или удачной расстановке прыжков. Феномен Липницкой — это больше, чем наследие домашней Олимпиады. Не случайно имя этой девочки знают даже те, для кого фигурное катание в лучшем случае заканчивается на ледовых телешоу, а спорт — на пробежках по утрам. В лице Липницкой мы получили уникальную для России суперзвезду от спорта, чье имя знакомо всем, но прославившуюся не таблоидными скандалами. И природная закрытость Юли, и ее нежелание работать на камеры тут даже на руку. В последние годы в российском фигурном катании был только один человек, столь же успешно «продающий» заголовки, — Евгений Плющенко. Но даже он шел к этому куда дольше.

С таким даром нравиться людям, как у Липницкой, нужно идти и менять мир по примеру Анджелины Джоли. Будет жаль, если в итоге он не реализуется.