«Я не до конца понимаю, почему это должен быть именно Центральный банк», — сказала Юдаева в ходе Гайдаровского форума в Москве, отвечая на вопрос одного из участников. Зампред ЦБ отметила, что недавно в России приняли закон о банкротстве физических лиц, кроме того, россияне могут обратиться за помощью к финансовому омбудсмену.

В России на валютную ипотеку приходится около двух процентов от всего рынка ипотечного кредитования, сообщила Юдаева. «Нужно отдать должное, за последнее время она не выдавалась», — подчеркнула она.

Закон о банкротстве физических лиц вступит в силу 1 июля 2015 года. Банкротом может быть признан любой человек с задолженностью более 500 тысяч рублей. Заявление о банкротстве в суд сможет подать как кредитор, так и сам должник. Закон позволяет должникам провести реструктуризацию долга на три года в счет будущих доходов.

В конце декабря в Москве прошел митинг жертв валютной ипотеки, которые потребовали пересчитать кредиты по «справедливому курсу». По разной информации, в России проживает от 150 до 200 тысяч человек, взявших валютную ипотеку.

Светлана Бочкарева, активист Всероссийского движения валютных заемщиков:

Мы считаем, что ЦБ занял абсолютно попустительскую позицию в данном вопросе. Он заявил, что валютная ипотека — продукт рискованный, и что якобы ипотечников об этом предупреждали заранее. Но если ЦБ знал о том, что валютная ипотека является «рискованным продуктом», то почему же он не запретил коммерческим банкам продавать этот продукт?

Финансовый омбудсмен не в состоянии нам помочь, он это постоянно подтверждает, отсылая нас, как и ЦБ, разбираться напрямую с банками, так как не может вмешиваться в действия сторон по договору. Банкротство физических лиц не решает проблему: мы не хотим отказываться от наших квартир, туда вложены наши первоначальные накопления, маткапитал, долгие годы платежей. И останется вопрос с погашением непомерно возросшего долга — на сегодняшний день у многих долг по кредиту превышает стоимость залоговой недвижимости. Это значит, что, даже продав жилье, мы останемся должны банкам.

Если в дальнейшем коммерческие банки не будут идти с нами на какой-то контакт, мы планируем проводить пикеты и массовые акции, потому что сейчас нам не представляют никаких нормальных условий для перехода в рубли.

Евгений Зинин, активист Всероссийского движения валютных заемщиков:

Согласно положению Центробанка, курс рубля по отношению к иностранной валюте определяется на межбанковских торгах. То есть для его формирования используются рыночные механизмы. Однако в нашей Конституции вообще нет упоминания рыночных механизмов. Зато есть статьи 2, 7, 40, 53, 75 про первичность прав и свобод граждан, право на жилье, ответственность ЦБ за курс, возмещение ущерба гражданам от действий государства. По сути причиной бед валютных заемщиков является положение ЦБ, по которому курс назначается рыночными механизмами. То есть нас бьют даже не законом, а внутренним положением ЦБ в противовес сразу пяти статьям Конституции РФ. И при этом ЦБ говорит, что вмешиваться не должен и ни в чем не виноват.