Причинами смерти, в основном, являются самоубийства и передозировки. «Для зависимых отказ от терапии стал невыносимым переходом из состояния социальной, психологической и физической стабильности обратно к уличным наркотикам и стрессу», — рассказал Казачкин. Доклад с этой информацией будет передан секретарю ООН Пан Ги Муну.

Представителю ООН, по его словам, трудно строить диалог с Россией, хотя он пытался убедить российские власти в необходимости заместительной терапии. Чиновники, ссылаясь на результаты конференции в 1977 году в СССР, утверждают, что терапия вредна или бесполезна, сообщил Казачкин. Он осудил «удивительную ситуацию, когда политики и правоохранительные органы отвергают научные доказательства и рекомендации ООН».

Кризис распространился и на территорию Донецкой и Луганской народных республик, куда украинское правительство перестало поставлять препараты для заместительной терапии. По данным британской базы Международного альянса по ВИЧ и СПИДу, более 300 проходящих заместительную терапию в Донецке и Луганске лишились доступа к лечению. Кроме того, к концу февраля на складах региона закончатся антиретровирусные лекарства, препараты для заместительной терапии и другие жизненно важные средства.

По словам Казачкина, отсутствие терапии не только вынуждает зависимых переходить на «уличные» наркотики, но и усиливает рост эпидемии ВИЧ в регионе, которая распространяется через общие шприцы и проституцию.

Метадоновая терапия применяется для декриминализации и социализации зависимых. Участники программы заместительной терапии в Крыму перестали получать метадон после присоединения Крыма к России в марте 2014 года. В России такая терапия запрещена. До этого в Крыму за три года умерли 200 участников программы из-за ее бесполезности, утверждал руководитель Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков Виктор Иванов.  

Летом 2014 года трое наркозависимых россиян пожаловались в Европейский суд по правам человека на отказ в заместительной терапии метадоном. Жалобы подали жительница Калининграда, житель Казани и выходец из Тольятти.