Выставка «Анатолий Брусиловский. Пантеон русского андеграунда» представляет работы художников-шестидесятников из коллекции Музея современного искусства и частных собраний и фотопортреты самих художников, сделанные Анатолием Брусиловским. Василий Церетели считает эту экспозицию очень важной для музея — недаром она приурочена к его 10-летию. По словам Церетели, выставка рассказывает о целой эпохе русского искусства — эпохе 60-х, которую она позволяет прочувствовать. Идея выставки принадлежит Анатолию Брусиловскому, художнику того же поколения, он же был и главным создателем дизайна экспозиции.

Несмотря на то что на выставке множество самых разных работ, взгляд невольно тянется к серии черно-белых фотопортретов Брусиловского. Идея фотографировать друзей-художников родилась у него еще 40 лет назад, и несколько месяцев подряд он только это и делал, в надежде запечатлеть момент, когда все они еще молоды и полны сил. Позднее Брусиловский выпустил несколько книг с воспоминаниями о своих коллегах и художественной жизни 60—80-х годов. Сейчас большинства его соратников уже нет в живых, многие уехали из страны, поэтому Брусиловский считает свой проект своеобразным памятником поколению:

«Мой выбор оказался абсолютно пророческим: через 40 лет я понял, что все мои модели стали знаменитыми художниками», — говорит Брусиловский. А тогда и представить такое было почти невозможно. 

Каждую фотографию сопровождает авторский текст — «литературный портрет» героя. Тексты, как и фотографии, очень личные — Брусиловский не скрывает своего отношения к персонажам: где-то видна обида, где-то восхищение.

Все 40 лет фотографии пролежали у Брусиловского в сейфе, он их не трогал и никому не показывал, а потом понял, что время пришло, и предложил свой проект галерее «Новый Эрмитаж» (там 5 лет назад он прошел «обкатку») и Московскому музею современного искусства.

Тата Зарубина