Посетители начали собираться около Красноярского культурно-исторического музейного комплекса (бывшего музея Ленина) заранее. В дверях образовалась давка, которая продолжилась и в гардеробе. Согласно суровому северному дресс-коду появляться в помещении в верхней одежде категорически воспрещается,  поэтому нам пришлось попросить положить вещи в гримерку к Петлюре, который буквально в этот момент придумывал новый перформанс. Владимир Сорокин, который  должен был вместе с Петлюрой читать отрывки из «Дня опричника», в Красноярск не прилетел. Без Сорокина было непросто, но в итоге перформанс удался.

Музей Ленина стоит на самом берегу Енисея. С крыльца можно полюбоваться черной рекой, над которой клубится туман. Вид на Енисей отлично открывается и изнутри — стены музея прорезаны огромными окнами. Здание вообще необычное: оно будто состоит из нескольких вложенных друг в друга музеев — так много здесь лестниц, переходов и площадок. На время биеннале постоянную экспозицию потеснили, но некоторые предметы оставили — например,  ковер с портретом Брежнева и сервиз в честь годовщины Октября. А вот статую Ленина художники даже использовали как часть инсталляции.

Мероприятия проходили одновременно на нескольких площадках. На первом этаже Алексей Айги играл с французским музыкантом Пьером Бастьеном, а на четвертом шла презентация интерактивного каталога Красноярской биеннале с участием ее куратора Сергея Ковалевского. Наконец начались последние приготовления к долгожданному перформансу по мотивам «Дня опричника». На экран проецировались иллюстрации к роману. Петлюра прибег к старому проверенному способу — «живой картине», любимому развлечению XIX века. Он вывел на подиум одетых в стиле героев романа приглашенных статистов и сотрудников музея во главе с директором, Михаилом Павловичем Шубским, которого нарядил священником. Затем все застыли в величественных позах, и тут заиграли балалаечники из ансамбля «Яр»:

Финал был омрачен неприятным происшествием: один из факиров, которые с опозданием присоединились к действию, неудачно пролил керосин, в результате чего обжегся сам и чуть не сжег соседа.

К счастью, все обошлось, виновник раскланялся и ушел на своих ногах. Сотрудник «скорой помощи», десятью минутами позже поднимавшийся по обледенелой лестнице к дверям музея, недовольно ворчал: «Дома надо сидеть, тогда и ожогов не будет!» Да, случай нетипичный: ночь, музей Ленина, человек в кожаных трусах с ожогами какой-то там степени.

«Музейная ночь» завершилась фильмом Ираиды Юсуповой «Русский Данте XXI века» о Дмитрии Александровиче Пригове и новыми стихами Андрея Родионова, посвященными Норильску. Большинство посетителей в это время уже дисциплинированно удалялось от музея в разные стороны. Очевидно, хотели на следующий день встать пораньше, чтобы успеть до закрытия ярмарки купить еще пару книг.

 

Мария Семендяева