![Аватар](https://0d314c86-f76b-45cc-874e-45816116a667.selcdn.net/711AEA2B_7E02_4C45_B3CA_3F9F734AAFC6_avatar.jpg)
Софья Троценко показывает обломки Берлинской стены
![Фото: Peter Schälchli - sVo Art. RAO, Москва](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/19/7b/197bd600806bdb55919b1038352a42cd475f3e8014db8c5455d6ed86c7f8d952.jpg)
![Фото: Peter Schälchli - sVo Art. RAO, Москва](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/fc/45/fc45eede9596bee4cc6b9923cd7e0b82a08d3f9374c4485f4024d64d0c1d21a8.jpg)
![Фото: Peter Schälchli - sVo Art. RAO, Москва](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/d1/c4/d1c42c23b0eeece2b18957a80b194ab2f4e8791f9c1ab28d8e9351d1bc9050d6.jpg)
![Фото: Peter Schälchli - sVo Art. RAO, Москва](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/1a/48/1a48261b528b8ca1e2b54803daf4533ac27d28a00aab1e8945fad76c5aea8316.jpg)
![Фото: Peter Schälchli - sVo Art. RAO, Москва](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/66/5e/665e2d49937fe739b3ccd59f8f9a3cf95aea32220c34e258450d70922d13a942.jpg)
![Фото: Peter Schälchli - sVo Art. RAO, Москва](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/8f/c0/8fc0a759698682225816fcb36b1fe3ae748a5a845c6ecc11162f8f76b2661a63.jpg)
![Фото: Peter Schälchli - sVo Art. RAO, Москва](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/d7/68/d768a9c01dddd42d4ec0a1e9daa6e780be7f4f18bc6b8e5a44892f532946a328.jpg)
![Фото: Peter Schälchli - sVo Art. RAO, Москва](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/62/6d/626dc04c2cbe10108dc31dfd3dbdb9a0261132a8eb84d556cbcca1ac9ab199f5.jpg)
![Фото: Peter Schälchli - sVo Art. RAO, Москва](https://snob.ru/indoc/attachments/snob2/ba/d2/bad222fd6e1d79e4962ae3ec802f546ef3dd7d2555ab158caee8220fe6abee80.jpg)
Цех Красного перегородили гипсокартоном, чтобы красный кирпич винного подвала не отвлекал внимания от бетона Стены. Софья Троценко показывает мне выставку во время монтажа работ. «Двадцать лет — тот минимальный срок, оглянувшись на который можно не только увидеть сам факт события, но и оценить его с многих сторон», — поясняет она.
Мы осматриваем коллекцию Сильвестра Верже, которая и составляет выставку. Илья Кабаков, Эрик Булатов, Вадим Захаров, Гриша Брускин, Миммо Палладино, Даниэль Бюрэн, Ричард Лонг... Художники из Франции, Германии, России, даже Кореи, люди разных поколений и политических убеждений используют в качестве основы для творческого высказывания нетронутые граффитчиками сегменты Стены, порезанные кусками 1 х 1,2 метра. Для кого-то бетон заменил холст, кто-то создал из него скульптурную композицию, а кто-то выстроил инсталляцию.
Сильвестр Верже, заехавший на «Винзавод» проверить, все ли в порядке, рассказывает о своем собрании:
Софья Троценко как-то особенно долго присматривается к куску стены, посаженному на электрический стул (автор Рольф Кни). Не все при подготовке выставки шло гладко, и, кажется, кто-то за это понесет наказание. Директора «Винзавода» отвлекает от инсталляции хозяин коллекции, они обсуждают развеску работ. «Есть очень сильные отдельные работы, но когда они все вместе, впечатление гораздо более полное», — говорит мне Троценко.
Это самая крупная коллекция фрагментов Берлинской стены. Сильвестр Верже посчитал, что в год 20-летия ее падения важно показать выставку в главных столицах Европы. В парижском Гран-Пале и берлинском Историческом музее она уже побывала, а до 13 декабря «Художников во имя свободы» можно увидеть и в Москве.
Ксения Семенова