Цех Красного перегородили гипсокартоном, чтобы красный кирпич винного подвала не отвлекал внимания от бетона Стены. Софья Троценко показывает мне выставку во время монтажа работ. «Двадцать лет — тот минимальный срок, оглянувшись на который можно не только увидеть сам факт события, но и оценить его с многих сторон», — поясняет она.

Мы осматриваем коллекцию Сильвестра Верже, которая и составляет выставку. Илья Кабаков, Эрик Булатов, Вадим Захаров, Гриша Брускин, Миммо Палладино, Даниэль Бюрэн, Ричард Лонг... Художники из Франции, Германии, России, даже Кореи, люди разных поколений и политических убеждений используют в качестве основы для творческого высказывания нетронутые граффитчиками сегменты Стены, порезанные кусками 1 х 1,2 метра. Для кого-то бетон заменил холст, кто-то создал из него скульптурную композицию, а кто-то выстроил инсталляцию.

Сильвестр Верже, заехавший на «Винзавод» проверить, все ли в порядке, рассказывает о своем собрании:

Софья Троценко как-то особенно долго присматривается к куску стены, посаженному на электрический стул (автор Рольф Кни). Не все при подготовке выставки шло гладко, и, кажется, кто-то за это понесет наказание. Директора «Винзавода» отвлекает от инсталляции хозяин коллекции, они обсуждают развеску работ. «Есть очень сильные отдельные работы, но когда они все вместе, впечатление гораздо более полное», — говорит мне Троценко.

Это самая крупная коллекция фрагментов Берлинской стены. Сильвестр Верже посчитал, что в год 20-летия ее падения важно показать выставку в главных столицах Европы. В парижском Гран-Пале и берлинском Историческом музее она уже побывала, а до 13 декабря «Художников во имя свободы» можно увидеть и в Москве.

Ксения Семенова