Суд запретил деятельность движения на территории России. Иск о признании движения террористическим подала Генеральная прокуратура России.

Движение возглавлял отставной полковник Государственной разведывательной службы Владимир Квачков. В 2013 году его осудили на восемь лет колонии строгого режима за подготовку мятежа. Он был признан виновным по статьям Уголовного кодекса «покушение на организацию вооруженного мятежа» и «вербовка или вовлечение лиц в террористическую деятельность». Квачков не признал свою вину.

Квачков организовал «Народное ополчение» в феврале 2009 года и выпустил воззвание «Народное ополчение сегодня», в котором говорилось, что «имена Минина и Пожарского включены в название организации по причине разительной схожести сегодняшнего положения России с обстановкой четырехвековой давности. Неразбериха на самом верху — не поймешь, кто управляет страной: то ли президент, то ли "национальный лидер", то ли какой-то пока не известный тушинский вор, замысливший погубить Русь; межклановая грызня за власть московских бояр, норовящих побольше украсть из казны; измена бояр региональных, жаждущих самим "всем владети" и увести свои "вотчины" из-под слабеющей руки Москвы; воровство и самоуправство начальства на местах; разбой на улицах и дорогах; незащищенность и страдания простых людей; вторжение (идеологическое, экономическое и намечающееся военное) с Запада».

В материалах уголовного дела против Квачкова говорилось, что в 2011 году, в день ВДВ, несколько вооруженных отрядов из бывших спецназовцев должны были ворваться в здания екатеринбургского УВД, УФСБ и МЧС и уничтожить их руководителей. Они же намерены были захватить склад с оружием, взорвать электроподстанции Екатеринбурга и мобилизовать и вооружить всех мужчин города, чтобы держать оборону до получения помощи из соседних регионов. В ФСБ считают, что лидером бойцов был предприниматель Александр Ермаков, который разрабатывал план мятежа «Рассвет» и вербовал сторонников среди бывших военных и силовиков, которым не нравились государственные реформы. По данным ФСБ, вербовкой отставных военных занимался и сам Квачков.