Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Андрей Архангельский   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Ренат Давлетгильдеев   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Наталья Плеханова   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Саша Чернякова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Иван Охлобыстин

Иван Охлобыстин: Вампиры

Нет более далеких от суеверий людей, чем православные священники. Нет, может и есть, но мне не встречались

Иллюстрация: Сноб.Ру
Иллюстрация: Сноб.Ру
+T -
Поделиться:

Нет более далеких от суеверий людей, чем православные священники. Нет, может и есть, но мне не встречались.

Причиной такого равнодушия к проявлениям тонкого мира следует считать сердечное убеждение православного духовенства, что оно определенно находится под мистическим протекторатом Христа, и всякая нежить просто не имеет доступа и никак не влияет на текущую реальность христианина. Это духовное благополучие продолжается ровно до тех пор, пока сам христианин явственно не проявит своего намерения выйти из-под защиты, ведомый какими-либо заблуждениями, но чаще глупостью. Намерения — суть действия, такого, как колдовство или обращение к колдунам: бабкам-«шептуньям», «белым» или «черным» магам или просто экстрасенсам. Данные персонажи заповедных областей бытия приоткрывают некую дверь, сквозь которую рвутся сущности, значительно превосходящие силой и опытом всех вместе взятых бабок и экстрасенсов. Сущности априори враждебные. Подтверждением тому мой многолетний, пасторский, исповедальный опыт и трагический опыт увлечения эзотерикой во времена до моего воцерковления. Не было случая, чтобы эти сущности помогли, даже если кажется, что это так. «Молитовками» заговоренные бабульками язвы отзываются сердечными приступами или онкологией, обретенное при помощи «белых» магов и экстрасенсов временное, финансовое благополучие, возвращение неверных мужей оборачивается безумием или чем еще похитрее. В общем: не помогают они, гады, ни при каких вариантах. Их сложно даже винить в этом, их природа не подразумевает блага по отношению к людям, которых они воспринимают как оккупантов. Единственная надежная защита от них — не верить в них. Сразу оговорюсь: вера, как и ее отсутствие, отнюдь не теоретические формы, это деяния. Понимая это, можно себе позволить такую роскошь как отсутствие суеверий, чем, собственно, и отличаются ортодоксы от представителей иных «просвещенных» ветвей христианства. У нас — ортодоксов — никогда не было конфликтов с академической наукой. Потому что нам всегда было все равно, какой формы Земля — квадратная или прямоугольная, нас не смущает возможность появления инопланетных гостей, потому что это никоим образом не меняет наших представлений о добре и зле. Это знание есть в любом человеке от рождения, но Православная церковь не дает этим знаниям скрыться за налетом псевдоэволюционных изменений, служащих лишь прикрытием слабости и порока. Регулярно проводимые в храмах службы сродни военным учениям, где методично повторяются азы тактики и стратегии ведения боевых действий, в первую очередь, с самим собой. Регулярность — необходимое условие обретения мира. Слаб человек. В собственных ногах путается.

Но все вышесказанное служит лишь предисловием к вопросу, над которым следует поразмыслить. Вопрос мне задал прихожанин, и звучал он так: «А вампиры существуют?»

«Конечно, — ответил я. — Как и все остальное. Только нет смысла придавать этому факту значения».

Я ответил правильно, но тут же задумался над следующим вопросом: «Почему в современной медиакультуре вампиризм за последние 10, 15 лет стал так популярен? Почему о нем пишется столько новых книг и снимается столько новых фильмов?» Само собой, и раньше книги с фильмами были, только и статистика была другая. Последняя вспышка интереса к вампиризму приходится на середину XVIII века, когда османы притащили с собой в Восточную Европу список новых инфекций, и падать в обморок стало модно. По авторитетному мнению графа де Кабрера, ослабленные новыми инфекциями европейцы начали чаще впадать в летаргию, их родственники, не знакомые с этой биологической диковиной, по-честному их закапывали, но кто-то из спящих просыпался и вылезал из могил, оттого и пошли первые слухи про живых мертвецов. Кровь как символ и приспособление появилась позже. Но это тогда. А сейчас кровь символ чего и чье приспособление?

«Из ничего ничто», — повторяли латиняне, и это верно. Так кто или что инициирует интерес? Какой импульс всколыхнул лиловый студень массового бессознательного?

Ну, что стареть и помирать никто не хочет — это ясно. Но почему опять на мистику все надежды? Отчаялись от науки чего-нибудь путевого кроме силиконовых сисек получить? Или Дракула, проказник, взялся за старое? Хотя, Влад в рекламе не нуждается, с рекламой шансов на осиновый кол наткнуться больше. Кто там еще с кровью системно баловал? Индейцы со своими бакланоголовыми Арципетоклями или как их там!? Язык сломаешь. Тоже — нет. По срокам не подходит. Первые вспышки массового интереса к вампиризму — конец 80-х. Тогда про Нибиру с аннунаками и 2012-й только Захария Ситчин вяло распространялся, да и то в своем кругу. Засмеять могли. Тогда «прогрессив» чакры «продувал», а «планктон» на татами кирпичи голыми руками рубил.

Не могу, короче говоря, подобрать исходной точки. Массовых вылазок из могил вроде не было. Ясно одно: устойчивый интерес публики к вампиризму — не что иное, как символ, распознав который можно сделать потери минимальными, а пользу приумножить. Осталось распознать.

P.S. Мой водитель Рамиль считает, что это от Америки болезнь пошла — «за чужой счет» называется. Мотивирует следующим: в замках живут, в дорогостоящих гробах лежат, девки красивые и полуголые, денег полно, живут долго, не работают, чужую кровь пьют — американская мечта в чистом виде.

Комментировать Всего 10 комментариев
Американская мечта

Вообще-то америнская мечта немного о другом - о том что человек может добится успеха в жизни своим собственным упорным трудом.

Какие отсталые люди.. До сих пор только мечтают о том, чего мы достигли ещё к XXIV съезду КПСС.

Это не пустые слова. Свобода предпринимательства и свобода личности, равные возможности для всех, возможность достичь успеха только благодаря своему таланту (а не присхождению или принадлежности к партии) были далеко не данность во многих государствах, включая и страну со съездами КПСС.

Это скорее китайская мечта! За чей счёт реализуются американские мечты и мечтульки  наглядно свидетельствует  размер их государственного долга!

"В меня на базаре плюнул одногорбый верблюд. ... Почему власти допускают такое бесчинство над проезжими пассажирами, тем более что верблюда я не тронул, а даже сделал ему приятное – пощекотал хворостинкой в ноздре. "(с) Двенадцать стульев

)))

А как вы считаете, Иван, обосновано священники расчитывают на покровительство? А еще мне попадались священники, которые также считали, что им априори зарезервировано местечко в райских кущах. Является ли наличие духовного звания "удостоверением" на особое к себе отношение всяческих "сил"?

Что за манера подразделять божьи твари на враждебные (да еще априори) и невраждебные? Да еще обманываться и обманывать других в понимании природы поведения этих сущностей. Вы видите только маленькую толику процесса, а уже судите обо всем механизме. Сами же знаете – он сокрыт.

Те примеры, что Вы приводите – это примеры, когда люди получали обезболивающее вместо лекарства, ясное дело, запущенная болезнь никуда не исчезает и прорывается в другом месте в более тяжелой форме.

А что касается педалирования вампиризма – думаю обычное веянье моды. Надоест – переключатся на НЛО. Чем бы дитя не тешилось…

Леда Плеханова Комментарий удален

Это второй вариант моего сообщения. по непонятной мне техпричине не смогла закончить и править предыдущий. носферату не дремлют :)

Я бы выделила две темы обсуждения - вампиры и общение с потусторонним.

Не думаю, что тему вампиризма можно причислить к последней моде. Упоминания о вампирах присутствуют еще со времен древнего мира. Английская литература освещает этот вопрос в 12 веке, а самые изысканные легенды навеяны восточноевропейским фольклором уже позже. В 18 веке якобы существуют запротоклированные случаи нападения вампиров. Суть их заключалась в том, что кому-то являлись умершие  и что-то просили или хотели от них, а потом эти люди умирали при странных обстоятельствам. Эти случаи вызвали сенсацию в Европе в деле вампиризма, к расследованию были подключены госслужащие и велись нескончаемые споры существуют вампиры или нет. Вольтер был за то, что существуют и даже написал что-то о них. Самый известный роман о вампирах был написан в викторианской Англии Брэмом Стокером, примерно в это же время Конан Дойль включает в свою "шерлокиаду" рассказ "Вампир в Суссексе", где поначалу кажущаяся мистическая история превращается в прозаическую.

Имеются совершенно определенные правила обращения с вампирами и довольно схожее описание их мертводеятельности, что придает образу вампира безусловную реальность. Чтобы уничтожить вампира надо вбить ему деревянный (осиновый) кол в сердце (изначально цель кола была в том, чтобы пригвоздить покойника к земле и не дать ему восстать из могилы), отрубить голову, а труп сжечь.  Обычно вампирами становились преступники, колдуны или самоубийцы (кроме добровольцев, Дракула проклял бога и сам попросился в вампиры) и получали возможность передавать свой вампиризм невинным жертвам. Вампиры должны бояться серебряных пуль, окропления святой водой, распятия, чеснока, а днем любить отдыхать в родной земле, желательно в гробу, и отличаться повышенным сексуальным аппетитом. Порядочный вампир не отражается в зеркале, не любит солнечный свет, не войдет в дом без приглашения и имеет навык обернуться каким-либо животным (чаще всего крысой или летучей мышью). Но чем сильней вампир, тем меньше на него методов воздействия. Дракула даже управлял ветрами.

Вампиризм, безусловно, существует. Лично я с удивлением наблюдала его действие... Вампиризм энергетический, когда жертва в разной степени подвластна своему хозяину и добровольно отдает свои силы ему, не в силах сопротивляться влечению к "хозяину". Причем жертва необязательно должна относится к неграмотной, нерефлексирующей массе с отсутствующей силой воли и повышенной склонностью ко внушению.

Трудно сказать, это ли явление или же исторические факты, описанные графом де Кабрера, иже с ним, вылились в легенды о вампиризме. Как известно, Влад Дракула жил в Трансельвании и был историческим персонажам, и если кровь не пил (что не исключается), то завтракать, наблюдая мучения посаженных им же на колы, любил, и вообще отличался тягой к невероятным жестокостям. Вроде бы, после смерти его тело не было найдено в могиле. Кроме того, он отрекся от православия, а там есть какие-то таинства церкви, связанные с тем, что надо пить кровь христову или не надо (в отличие от католицизма), что тоже могло повлиять на легенду.  

В 16 веке в Трансильвании наблюдались частые случае болезни, причины которой и способы лечения были выявлены лишь в 20 веке. Ее признаками были нарушение  дефицита кислорода и железа в крови, распад гемоглобина под действием ультрафиолета  и, как следствие, бледность, вялость днем и приток энергии ночью (по этому признаку я точно вампир), пигментация кожи, боли при попадании солнечного света и от воздействия на ткани кислоты, содержащейся в чесноке. У больных в запущенной  фазе болезни темнела, истончалась и прорывалась кожа, возникали язвы и рубцы, разъедались хрящи и обезображивались носы, кожа вокруг зубов и десен высыхала и истончалась, появлялся оскал, зубы покрывались красным налетом. Для лечения болезни прописывали пить кровь, дабы восстанавливались красные кровяные тельца.  В 16 веке в одной Франции казнили более 30 тысяч человек, признанных нежитями.

Теорию вампиризма подтверждали многочиленные случаи вскрытия могил испуганными охотниками на вампиров, когда труп выглядел более свежим и румяным, чем при жизни, со следами крови около носа или рта, отросшими ногтями и волосами  и даже издавал "стон", когда вырезали сердце или прокалывали колом. Современные паталогоанатомы объсняют этот феномен накоплением и выходом газов из мертвого тела и другими естественными причинами. Одно время вскрытие могил и обезвреживание вервольфов (кол в сердце, отрубание головы и вырезание сердца) стало очень популярным, что даже повлекли законы о запрете осквернения кладбищ.

Не сомневаюсь, что как и у любого лжеучения, у этого также были последователи, которые надеялись обрести силу и молодость с помощью чужой крови. Особенно популярна была кровь девственниц ("Видок"). Имели место случаи серийных убийств с имитацией, что убийца-вампир. Верили ли убийцы в то, что они вампиры, станут ими или просто "играли" - история умалчивает.

Думаю, что в кинематографе эта тема прижилась по причине своей богатой колористики - романтика, страсть, вопросы добра и зла, эстетика вамперизма, мистика,  пугающие злодеяния. Полный составной набор отличного триллера. Лично я люблю "Голод" с Дэвидом Боуи и Катрин Денев, "Интервью с вампиром" с Бредом Питтом и Томом Крузом и, конечно же, "Дракулу Брэма Стокера" Ф.Ф. Копполы. Там такая вампирша в исполнении Моники Белуччи, что я не знаю мужчины, который бы отказался быть покусанным :). Киана Ривз не устоял... Поддался бы искушению Иван..? :)

P.S. Имею полученный в подарок ящик упаковок коры осины, которую рекомендуют заваривать и этим составом разбрызгивать в помещении для избавления от нечистых духов. Желающим воспользоваться - подарю, обращайтесь :-).

И немедленно лишился чувств...

Кстати, Иван, дивно подмечено о моде на обмороки. Но и помимо моды, человек, размягченный чувственностью Возрождения, сделался легко сшибаем с ног - и потому всяческая тренировка и закалка, типа пугающих готических рассказов о нечисти и разнообразной последовавшей страхотерапии сделали человечество чуть более стойкими к потаенным архетипам невыносимого. Отсюда и новый виток вампиромании - цивилизантское размягчение мозгов и слезоточивость поп-культуры тщательно балансируются мертвяками и прочим экстримом. Посмотрел-пережил одного кино-вампира - на втором уже обписываешься меньшим литражом - и в обморок - нифига!