Стенка на стенку
В то время как в Берлине готовились к празднику, слушали U2 и Нину Хаген, на маленькой площади перед мэрией 3-го округа Парижа правозащитные организации Free Caucasus и SOS Racisme призывали не поддаваться всеобщей эйфории, а протестовать против строительства другой стены, пока еще виртуальной, в Грузии.
Стена исчезла не для всех, утверждали манифестанты. Пышно празднуемый юбилей стал для них поводом привлечь внимание политиков к тому, что до сих пор существуют «стены», разделяющие народы. Пример такой «стены» правозащитники увидели на Кавказе. «Сегодня стена пересекает Грузию, отделяя от нее оккупированные регионы Абхазии и Южной Осетии», — говорилось в заявлении организаторов митинга.
Французский философ Андре Глюксман (Andre Glucksmann) пояснил, чем Берлинская стена отличалась от ей подобных:
Стал собираться дождь, митингующие пытались как-то согреться, и под горячительные напитки возник разговор про стены вообще. Говорили о том, что память о падении Берлинской стены не мешает американской демократии строить на границе с Мексикой одно из самых больших заградительных сооружений в мире. Что никому в голову не приходит осуждать стену-границу между двумя Кореями, потому что там была война. Что теперь стены не имеют отношения к идеологии, что их строят, чтобы бедные не пролезли к богатым. Что стены, как и весь наш мир, стали виртуальными, как виртуальна Шенгенская стена, делящая людей на достойных и не очень.
Но неужели горстка манифестантов может привлечь к этим проблемам внимание политиков, празднующих в Берлине? Андре Глюксман уверен, что такие акции все же в первую очередь рассчитаны не на них: