/ Подмосковье

Алексей Герман:  В русском кино нет узнаваемого героя

На II Международной киношколе режиссер Алексей Герман-младший провел мастер-класс для студентов кинематографических ВУЗов из разных республик СНГ

Иллюстрация: AFP/EastNews
Иллюстрация: AFP/EastNews
+T -
Поделиться:

В основном на мастер-классе Германа обсуждались в режиме «вопрос-ответ» узкопрофессиональные темы. Студенты спрашивали, как работать с актерами, сколько минут в среднем удается отснять за смену, как строить отношения с продюсером. Главный совет, который дал Герман — выбивать себе время на работу: «Ничего более растерянного, чем режиссер во время съемочного периода не существует. Смотрите "Восемь с половиной". Поэтому нужно максимально застраховать себя на этапе подготовки. А для этого нужно время». Режиссеру нужно время, чтобы найти артистов, чтобы обработать с драматургом и оператором сценарий, чтобы с оператором-постановщиком решить, как снимать фильм, чтобы с художником придумать концепцию. «Любой продюсер вам всегда будет говорить: "Брат, послушай, денег нет... пойми... вот, последние 200 долларов. Давай снимем не за два месяца, а за две недели — ну я же в тебя верю!" Не слушайте. Если у него есть только 200 долларов — пусть идет в другую профессию — продавать мороженое. За свое время вы должны биться из-за всех сил».

В работе с актерами, считает Герман, важно, чтобы актер понимал, какая у него задача в каждой конкретной сцене. А еще нужно помнить, что актер сам всегда чувствует, когда недотягивает, но никогда в этом не признается: «Если актер не понимает, зачем и что он делает в какой-то сцене — он вам никогда об этом не скажет. Он будет выдумывать, будет бесконечно вас мучить: мол, давай сделаем не так, а эдак, это будет точнее... Все потому, что он не понимает, зачем находится в этом съемочном контексте. Объясняйте ему. А если сами до конца не понимаете, что бывает — ищите с ним вместе».

Герман затронул и проблему, которая интересует не только кинематографистов. Он постарался ответить на вопрос: почему за последние лет 10 русское кино катастрофически потеряло позиции в мире? Индикатор, по мнению Германа, очень простой — присутствие национального кино в конкурсных программах крупнейших мировых кинофестивалей: «Если картин какой-то страны долго нет в конкурсных программах — значит, что-то у них не так. Цинично, но это правда». Герман считает, что проблема не в отсутствии хороших операторов, актеров или технической базы. Он полагает, что главная беда в драматургии: «Мы все умеем рассказывать истории, мы все знаем про завязку, кульминацию и развязку, про героя и антигероя. Встает вопрос — почему не получается? Мне кажется, что основная проблема состоит в том, что в русском кино нет узнаваемого героя. Те персонажи, которые прописываются в сценариях, предельно условны и не похожи на живых людей. В сценарии существуют абстрактные бандиты, абстрактные офисные работники, олигархи и милиционеры. В этом царстве абстрактности не возникает настоящей, реальной жизни. Потому что авторы не знают, как живут милиционеры, понятия не имеют, как живут олигархи и криминальные авторитеты, не очень представляют, как живут клерки. Если в кино действуют картонные персонажи, не помогут никакие завязка-развязка и герой-антигерой. Кино так и получится картонное... Делайте героев настоящими, ищите, где они похожи на живых людей, вытаскивайте из себя, своих товарищей, из мамы с папой, откуда угодно: мы должны им сопереживать, а сопереживаем мы узнаваемому».

Отвечая на вопрос, в чем проблема русского кино, Герман говорил и о стилях в кино. Россия страшно отстала от мировой кинематографии, считает режиссер: «Постмодернизм умер давно. После этого кино потянулось к истории маленького человека, но и это кино доживает последние дни. Попытки найти новый киноязык через какой-то один прием, например, добиваться гиперреализма, снимая трясущейся любительской камерой, — тупиковый путь. Мы живем в период накопления новых способов разговора. Следующий этап развития кинематографа, на мой взгляд, будет состоять из синтеза всего того, что наработано кинематографом за последние 100 лет». Герман убеждал студентов не цепляться за модные веяния, а идти впереди моды и, главное, не бояться говорить о вечном: «Беда русского кино в том, что мы боимся говорить серьезно. Нам кажется, что все уже пресыщены серьезными разговорами, уже все давно сказали. Но люди проходят одни и те же этапы, переживают те же внутренние проблемы на протяжении всей истории человечества. Весь мир говорит серьезно. Не уходите от этого».