Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин

Советское детство: бедное или счастливое?

Владимир Кузнецов: У всех свое мнение о советском периоде в нашей истории, но чаще всего само детство воспринимается как светлое и беззаботное время даже в условиях тяжелого советского быта. Так или иначе в пятидесятые, шестидесятые и семидесятые годы экономика в стране налаживалась после военного времени, в магазинах появились какие-то товары, игрушки. Мне даже кажется, что детство советских детей было тепличным: хочешь заниматься танцами или строить модели самолетов — пожалуйста, ходи, посещай, учись.

Алина Сапрыкина: Родители, чье детство пришлось на шестидесятые-восьмидесятые годы, приводят своих детей, чтобы показать, в какой атмосфере они выросли, рассказать, каково это было, чтобы дети могли сравнить свои игрушки с теми, что были у пап и мам. Взрослые серьезные мужчины в костюмах со слезами умиления рассказывают своим детям о «тех самых» солдатиках и мишках, которыми они играли в свое время.

Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин

Советское детство не выглядит бедным даже для современных детей. Уровень советских художников был очень высок: оформление книг и игрушек того времени заслуживает отдельных выставок. Мир ребенка был очень увлекателен и разнообразен, от отсутствия современных технологий и гаджетов он совершенно не пострадал. Персонажи того времени живут и сегодня и они любимы детьми новых поколений: у Хрюши и Степаши до сих пор есть свои 10 минут в эфире. Почему? Персонажи того времени воплощают вечные ценности: они носители абсолютной идеи. А что это за идея — надо спросить у нынешних детей, ведь это очень простые вещи, которые взрослые привыкли усложнять.

Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин

Детство и идеология

Владимир Кузнецов: Идеология проникла в мир советского ребенка и аккуратно вписалась в него, как бы мы сегодня к этому ни относились. Дисциплина октябрятских и пионерских организаций сформировала целые поколения детей, но для ребенка за этой дисциплиной стояла не идеология, а важные общечеловеческие ценности. Возможно, даже советские книги, фильмы и мультфильмы влияли на ребенка намного сильнее, чем коммунистическая идеология с ее атрибутикой: дружба, честность и преданность всегда были вне идеологии.

Алина Сапрыкина: Выставка иронична, показывает разные оттенки детства: бодрая инсталляция ярких игрушек расположена среди мрачных стен типичной советской коммуналки. Все это ребенок воспринимал гармонично и цельно. Точно так же коммунистическая идеология гармонично вписывалась в окружающее детей пространство и между портретом Брежнева и Хрюши со Степашкой для ребенка не было никакой разницы.

Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин

Детство советское и современное

Владимир Кузнецов: «Все лучшее — детям!» — один из главных лозунгов советского времени. Детство ребенка создавалось на государственном уровне: пионерские лагеря, детские мультипликация и кинематограф, огромное количество кружков. Многого делать было нельзя, но то, что государством поддерживалось, выполнялось на высшем уровне. Сегодня, кажется, наоборот, много чего можно делать, но уровень воплощения не сравнится с тем, как это было раньше.

Алина Сапрыкина: На самом деле с тех пор ничего не изменилось. Да, раньше четырехклассники подписывали красные знамена в поддержку чилийских патриотов. Но разве сейчас не происходит чего-то подобного? У человека есть потребность мифологизировать образы, просто сегодня она переместилась с пространства знамен на страницы фейсбука. Это вопрос языка и коммуникации: меняются формы, но не человек сам по себе. Мы показали формы, которое обретало детство советских детей, но эмоции и ощущения, которые возникают от взаимодействия с этими формами, очень узнаваемы и похожи на то, что происходит сегодня.

Фото: Олег Бородин
Фото: Олег Бородин