Антон Носик, медиаэксперт:

Facebook уже в открытую следует наработкам, которые создал Павел Дуров во «ВКонтакте». Идея сделать из социальной сети не пространство обмена ссылками, а полноценную платформу для публикации текстов, верстки картинок и, как следствие, развитие на их основе блог-хостинга, — это то, чем Дуров с большим успехом занимался три-четыре года назад.

Во «ВКонтакте» можно обнаружить явление, которое на русском называется «паблик». Это полноценные СМИ, которые используют публикационную машину «ВКонтакте» для размещения полноценных текстов, с уникальными ссылками и с поиском в Google. Аудиторию социальных сетей они используют для набора читателей.

Это направление развития естественно и закономерно. Социальная сеть хочет стать моделью мирового интернета в миниатюре. У нее отрастают все функции, которые возникли в интернете когда-то раньше: мощный продвинутый поиск, картографическая система, модуль обмена сообщениями. Логичным продолжением становится платформа для публикации материалов СМИ. Это часть процесса, задача которого — подменить большой интернет с его гуглами одним фейсбуком, в котором есть все и из которого не надо выходить.

Когда Facebook предлагает какие-то инструменты для увеличения глубины просмотров материалов или расширения аудитории, средства массовой информации обязаны их попробовать. А получится ли из этого что-то хорошее, зависит от конкретных механизмов реализации: будут ли они достаточно удобны и красивы, чтобы привлекать читателей, а не отпугивать их.

Герман Клименко, директор и владелец компании Liveinternet:

Рост трафика из соцсетей в СМИ резко вырос за последнее время, особенно в связи с украинской ситуацией. Пользователи обнаружили, что информация, которую рекомендуют их друзья, достойна потребления, и этот тренд не спадает. Год или полтора назад СМИ получали миллион переходов из соцсетей, а теперь — до четырех миллионов. Рост такой, как в молодые годы интернета.

Facebook, скорее всего, видит это, и ему хочется, чтобы люди тусили и замыкались внутри него. Он хочет сделать систему, которая уже существует во «ВКонтакте», когда текст публикации СМИ полностью отражается в соцсети. С точки зрения распространения информации, решение Facebook для СМИ заведомо хорошее, потому что человек будет потреблять ту же информацию, только быстрее. А с точки зрения рекламы, в СМИ все станет хуже. Но эксперимент «ВКонтакте» показал, что вроде бы никто не пострадал.

Стремление Facebook в СМИ понятно. Статистика показывает, что люди в соцсетях сперва общались как частные лица, а сейчас начали там же потреблять контент. Раньше появление ссылок в ленте раздражало, а сейчас пользователи, наоборот, стали делиться кнопочками. Судя по всему, Facebook тоже обратил внимание на смену интересов пользователей. Понятно, что Facebook хочет к себе упаковать весь контент, чтобы вся жизнь существовала в его экосистеме и никуда не выходила.

СМИ страдают всегда: то от интернета, то от интернета в квадрате. Раньше мы убивали бумагу, теперь мы убьем сами СМИ. Конечно, я утрирую, но можно предположить, что материалы будут распространяться по сети без самого СМИ. В конце концов, потребление будет сегментировано. Оно сегментируется уже и сейчас: люди не читают полностью издания, они читают только фрагменты. Раньше мы покупали газету и должны были ее полностью прочитать, чтобы докопаться до интересного. А сейчас я, например, в «Газете.Ru» читаю только про бизнес и больше ничего.