Белла Жорнист /

Номинант «Ники» рассказал о необъективности премии

В Российском государственном театре фольклора «Русская песня» 31 марта состоится церемония вручения национальной кинематографической премии «Ника». В шорт-лист премии в номинации «Лучший игровой фильм» вошли «Левиафан» Андрея Звягинцева, «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского, «Трудно быть богом» Алексея Германа-старшего, «Дурак» Юрия Быкова и «Испытание» Александра Котта. Быков рассказал «Снобу» о равнодушии к премии и о необъективности членов Российской академии кинематографических искусств «Ника»

+T -
Поделиться:

Юрий Быков, режиссер:

На «Нике» в прошлом году была режиссура без фильма, а в этом году фильм без режиссуры. Я просто не хочу тратить силы и нервы на участие в этой вот гонке. Это чемпионат России по кино, причем с необъективными рефери. Мне абсолютно все равно, что мой фильм номинирован. Я сейчас не хватаю звезд с небес, но все мои картины, сделанные до сегодняшнего дня, были каким-то образом оценены за рубежом. У меня был и Шанхай, были и Канны, было и Торонто. Было много чего. А в России мои фильмы не просто игнорируются профессиональной аудиторией, а порой даже сознательно уничтожаются. Мне интересней работать с той аудиторией, которая меня принимает. В случае с «Дураком» стало понятно, что сарафанное радио в интернете действует достаточно продуктивно.

Вообще же для фестивального кино пришла пора проверки на вшивость. Огромное количество фестивальных режиссеров, которые хотят что-то сказать думающему зрителю, будут вынуждены снимать за свои деньги. Я, например, на картину “Майор” дважды не получил финансирование и начинал ее снимать на собственные деньги, потом уже подключился Алексей Учитель. Но в принципе авторское кино не требует финансирования, это ноутбук и фотоаппарат. Прогресс тут зависит от конкретных людей, которые хотят что-то менять, больше ни от кого. А таких людей становится все больше и больше. Режиссер может быть сам себе хозяином, как Каримов или Констатинопольский. Таких примеров будет все больше и больше, а от продюсера будет все меньше и меньше зависеть. В нашей стране, продюсер — это прежде всего связи, выход на конкретных людей, круговая порука, если хотите. Если ты знаешь конкретного человека на канале, такой как бы телеконтакт, в фонде кино или в Минкульте, то, собственно, у тебя и будет финансирование. Это нормально с точки зрения феодального устройства нашего общества. Так всегда было и будет, и те, кто гнобит и критикует систему — не будем называть их имен, деньги получают точно таким же образом, как и все остальные.  

В почетной номинации «Честь и достоинство» премию получит актриса Лия Ахеджакова, «За вклад в науку, кинокритику и кинообразование» наградят создателя «Музея кино» Наума Клеймана. Сценарист Юрий Клепиков получит специальный приз киноакадемии «За выдающийся вклад в кинематограф».

За премию «За лучшую женскую роль» борются актрисы Агния Кузнецова («Да и да»), Елена Лядова («Левиафан»), Северия Янушаускайте («Звезда»). На премию «За лучшую мужскую роль» претендуют Артем Быстров («Дурак»), Алексей Серебряков («Левиафан») и Леонид Ярмольник («Трудно быть богом»).

В номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии» заявлены ленты из Грузии, Киргизии, Азербайджана, Казахстана и Украины. В номинации «Открытие года» представлены сценаристы фильма «Комбинат "Надежда"», режиссер «Класса коррекции» Иван Твердовский и актриса Янушаускайте.

«Нику» вручают с 1988 года. Автором статуэтки богини победы Ники является скульптор Сергей Микульский. Основал премию режиссер Юлий Гусман, он же является ее художественным руководителем. Президент киноакадемии «Ника» — режиссер Андрей Кончаловский.