Алексей Алексенко   /  Екатерина Шульман   /  Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Алексей Алексеев   /  Андрей Архангельский   /  Александр Аузан   /  Евгений Бабушкин   /  Алексей Байер   /  Олег Батлук   /  Леонид Бершидский   /  Андрей Бильжо   /  Максим Блант   /  Михаил Блинкин   /  Георгий Бовт   /  Юрий Богомолов   /  Владимир Буковский   /  Дмитрий Бутрин   /  Дмитрий Быков   /  Илья Васюнин   /  Алена Владимирская   /  Дмитрий Воденников   /  Владимир Войнович   /  Дмитрий Волков   /  Карен Газарян   /  Василий Гатов   /  Марат Гельман   /  Леонид Гозман   /  Мария Голованивская   /  Александр Гольц   /  Линор Горалик   /  Борис Грозовский   /  Дмитрий Губин   /  Дмитрий Гудков   /  Юлия Гусарова   /  Ренат Давлетгильдеев   /  Иван Давыдов   /  Владислав Дегтярев   /  Орхан Джемаль   /  Владимир Долгий-Рапопорт   /  Юлия Дудкина   /  Елена Егерева   /  Михаил Елизаров   /  Владимир Есипов   /  Андрей Звягинцев   /  Елена Зелинская   /  Дима Зицер   /  Михаил Идов   /  Олег Кашин   /  Леон Кейн   /  Николай Клименюк   /  Алексей Ковалев   /  Михаил Козырев   /  Сергей Корзун   /  Максим Котин   /  Татьяна Краснова   /  Антон Красовский   /  Федор Крашенинников   /  Станислав Кувалдин   /  Станислав Кучер   /  Татьяна Лазарева   /  Евгений Левкович   /  Павел Лемберский   /  Дмитрий Леонтьев   /  Сергей Лесневский   /  Андрей Макаревич   /  Алексей Малашенко   /  Татьяна Малкина   /  Илья Мильштейн   /  Борис Минаев   /  Александр Минкин   /  Геворг Мирзаян   /  Светлана Миронюк   /  Андрей Мовчан   /  Александр Морозов   /  Александр Мурашев   /  Катерина Мурашова   /  Андрей Наврозов   /  Сергей Николаевич   /  Елена Новоселова   /  Антон Носик   /  Дмитрий Орешкин   /  Елизавета Осетинская   /  Иван Охлобыстин   /  Глеб Павловский   /  Владимир Паперный   /  Владимир Пахомов   /  Андрей Перцев   /  Людмила Петрановская   /  Юрий Пивоваров   /  Наталья Плеханова   /  Владимир Познер   /  Вера Полозкова   /  Игорь Порошин   /  Захар Прилепин   /  Ирина Прохорова   /  Григорий Ревзин   /  Генри Резник   /  Александр Роднянский   /  Евгений Ройзман   /  Ольга Романова   /  Екатерина Романовская   /  Вадим Рутковский   /  Саша Рязанцев   /  Эдуард Сагалаев   /  Игорь Свинаренко   /  Сергей Сельянов   /  Ксения Семенова   /  Ольга Серебряная   /  Денис Симачев   /  Маша Слоним   /  Ксения Соколова   /  Владимир Сорокин   /  Аркадий Сухолуцкий   /  Михаил Таратута   /  Алексей Тарханов   /  Олег Теплов   /  Павел Теплухин   /  Борис Титов   /  Людмила Улицкая   /  Анатолий Ульянов   /  Василий Уткин   /  Аля Харченко   /  Арина Холина   /  Алексей Цветков   /  Сергей Цехмистренко   /  Виктория Чарочкина   /  Настя Черникова   /  Саша Чернякова   /  Ксения Чудинова   /  Григорий Чхартишвили   /  Cергей Шаргунов   /  Михаил Шевчук   /  Виктор Шендерович   /  Константин Эггерт   /  Все

Наши колумнисты

Владимир Сорокин

/ Внуково

Владимир Сорокин: Аффтаматиzм жiзни zaebaлл…

Сколько их, автоматических движений, фраз и поступков, сколько реверансных фигур речи, вынужденных brido и заурядных vido! Имя им — легион

Иллюстрация: Александр Поваляев
Иллюстрация: Александр Поваляев
+T -
Поделиться:

Сколько их, автоматических движений, фраз и поступков, сколько реверансных фигур речи, вынужденных brido и заурядных vido, нормальных умозаключений и одобрительных междометий, предсказуемых восклицаний и механически принятых решений! Имя им — легион.

— Я до сих пор не могу смириться с необходимостью есть каждый день! — искренне признался мне как-то писатель Егор Радов.

— Как страшно каждый день чистить зубы! — часто слышал я от художников-концептуалистов.

— Как поживаете, господин Мандельштам?

— Ну какое вам, дураку и пошляку, дело до того, как я поживаю?!

— Hi! How are you?

— Fuck off!

— Обновления для вашего компьютера готовы.

— Идите в жопу!

С аффтаматиzmom жiзни сталкиваица не токмо каждый пейсатель, который жжот буквами бумагу ф надежде выжечь имя Вечности, но и бессловесный обыватель, вынужденный каждый день ездить на работу, а потом с работы. Но обывателю горррраzdo легче, дамы и господа! Потому что он privык. Он готов proklевать всю жизнь носом в метро: на работу, с работы, на работу, с работы. И слава Богу.

О, эта серая мощь автоматизма жизни! Что способно раздвинуть ее шестеренчатую плоть? Что может ей противостоять? Любовь? Да. Искусство? Да. Вера? Да. Ну, еще наркотики, алкоголь, шизофрения, похуизм.

Человек садится за компьютер, становясь частью его, садится в машину, становясь частью ее, служит в корпорации, становясь частью ее, подходит к банкомату, становясь частью его, смотрит по телевизору ток-шоу, становясь частью его, ест в «Макдональдсе», становясь частью его, идет на футбол, становясь частью машины болельщиков.

Детерминизм нарастает. Наше растворение в механизмах прогрессирует.

Это не рутина жизни, а совсем другое. В рутине есть своя невысказываемая прелесть. Зевать от скуки так же необходимо, как и содрогаться от потрясений. Скука и автоматизм — совсем разные вещи. Скучать приятно. А вот становиться частью машины — совсем наоборот. Здесь уже не до скуки. У скучающего есть выбор, у детали машины выбора нет.

Последний человек, которого предсказал Ницше, — это, безусловно, Homo mechanicus, плодящийся нынче с невероятной скоростью. Его будущее предопределено: индивидуум со вживленным чипом, с заменяемыми органами, с запросами гомункулуса, с предсказуемой жизнью. Деталь Большой Машины.

Наивны попытки человечества бороться с автоматизмом жизни при помощи, например, хождения задом наперед (много раз видел такое в Японии) или совета по нечетным дням чистить зубы левой рукой. Милые паллиативчики!

Уж если пытаться помочь этой проблеме хотя бы физически, то решаться надо на радикальные ходы. Должны поучаствовать все цивилизованные государства. Например, начать с аэропортов. Что может быть невыносимей современных аэропортных процедур, доведенных до зловещего автоматизма?!

А тут, представьте: при покидании страны на паспортном контроле вместо штампа в документе мужчин бьют в лицо кулаком, а женщинам дают пощечину. А при возвращении на родину, соответственно, два удара кулаком и две пощечины. Но потом женщинам — два обязательных мужских поцелуя в те губы, которыми они не говорят по-русски. Мужчинам — соответственные бонусы от женского персонала службы безопасности аэропорта... Для детей — комбинация из фонтанов разноцветного шоколада с быстрой поркой, например. Для пассажиров преклонного возраста — китайские чаши с прохладной лапшой на голову.

А в самом самолете перед взлетом, когда мужчины будут сидеть, прижав сухие салфетки к разбитым губам и носам, а дамы — влажные к пылающим щекам, выходят голые и прелестные стюард и стюардесса для демонстрации функционирования спасательного жилета. И, облачившись в игриво надутые жилеты, будут они демонстрировать пассажирам во время всего полета свою очаровательную неутомимость...

Bon voyage!

Какими обновленными мы вернемся из этого полета!

Теги: блог
Комментировать Всего 28 комментариев

Za.мучал не автоматизм, а слезы по нему, простите.. Видимо, судьба у писателей и художников-концептуалистов по этому скорбеть отчаянно. Чтобы обновиться не надо улетать - достаточно вглядываться  с "очаровательной неутомимостью" во внутрь себя и, смею вас уверить, там много найдется чего изменить.. А внешняя форма - лишь суета.. и томление духа

М-да. Я в общем то и не сомневался, что современная поп-культура строится на бескультурье, т.е. буквально на пустом месте, без корней. Действительно, зачем слушать Баха, если пипл три аккорда на ура хавает. И зачем изучать историю развития человечества, если можно «аффтаматиzм» выдать за свеженькую идейку, и не важно, что эта проблема известна уже тысячи (!) лет, пипл не в курсе, пипл схавает.

Нежелание задуматься, разобраться, и есть именно тот самый автоматизм, который Вас так, ну Вы понимаете... И Вам это явно нравится.

Эгоистично это как то...

Я посетила в этот выходной Бенедиктинский монастырь в лесах Квебека. И жизнь там, поверьте, очень предсказуема, если посмотреть вот так, эгоистично. А почему после этого посещения люди чувствуют себя окрыленно? И это к религии совершенно никакого отношения не имеет...

Предсказуемость - не есть автоматизм. Половой акт тоже предсказуем. Но по содержанию своему он немного отличается от акта съема денег в банкомате, например. Как и монастырская жизнь (это почему же она не имеет отношения к религии?) отличается от жизни рабочих фабрики стиральных машин.

Мне кажется бессмысленно жаловаться или переживать по поводу вещей которые невозможно убрать из жизни. Можно изменить их, наполнить смыслом, или в конце концов представить, как иллюзию бытия.

Вы правы, что автоматизм - это не то же самое что предсказуемость. Предсказуемость имеет предпосылки. Автоматизм - не всегда. 

Монастырская жизнь имеет отношение к религии, наблюдение ее со стороны - нет.

Что касается монастырской жизни в этом конкретном монастыре в St-Benoit-du-Lac (построенном в 1939 году кстати), интересно то, что это совершенно независимое общество. Их работа включает в себя задачи которые выполняют рабочие фабрик. Сознание того, что они производят и для себя, и для кого-то еще, изменяет смысл процесса.

тема действительно стара как мир, все это уже когда-то было сказано, только в других обстоятельствах и другими словами. Это еще одна вариация на тему:

Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века — Всё будет так. Исхода нет...

А ведь все дело в том, что человек всегда принадлежит определенной системе  координат и всегда против нее восстает, потом сторит следующую и снова она его не устраивает.. В этой извечной неудовлетворенности секрет развитя человечества. Но для того, чтобы это развите не прекращалось нужно чтобы художники-концептуалисты или писатели, или философы время от времени пробуждали у человека это самое чувство.

Согласитесь, Владимир делает это очень талантливо и артистично, за что ему огромное спасибо (простите, что говорю о Вас в третьем лице).

Ведь дело совсем не в том, чтобы сказать что-то новое, это вообще весьма сомнительноое стремление.. а в том, чтобы сквозь сказанное просматривалось время и личность автора, чтобы это трогало и вызывало какую-то реакцию, словом, заставляло думать.

Ира Януччи Комментарий удален

Бывало, сядешь в самолет.. Летишь-летишь. Пожрал-подремал. Подремал-пожрал.. Скучно..

.

Обычно в салоне есть хотя бы один недовольный пассажир. Он ворчит, ругается со стюардессой. Сначала вполголоса, затем баритон его становится все более отчетлив, а выражения все менее сдержанны. Бортпроводница тоже постепенно выходит из себя и начинает визжать. Непреодолимое возбуждение охватывает дебошира, он сперва снимает штаны и приступает к энергичному онанированию, а затем набрасывается на побледневшую стюардессу, и пытается ее изнасиловать. Один из поднявшихся на защиту женской чести мужчин получает коленом в нос, другой - кастетом в солнечное сплетение. Кровь, тела бездвижны. Остальные боятся и сидят. Довершив насилие в салоне, маньяк отправляется в кабину пилотов. Слышен отчаянный мат, затем выстрелы. Самолет некоторое время сильно трясет, потом он сваливается в штопор..

.

Когда все уже попрощались друг с другом и с жизнью, машина неожиданно выравнивается и плавно приземляется. Участники действия представляются пассажирам и выходят на поклон, это актеры и каскадеры. Зрители умиротворенно аплодируют и плачут. Они счастливы..

Думаю, этот сценарий может вполне стать закономерным завершением демонстрации спасательных жилетов. 

Ну что ж, вполне.. Однако, здесь хорошо бы именно осуществить плавный переход от естественного развития событий к несколько экстремальному. Если стюардесса изначально голая, то зрители сразу почувствуют своеобразный подвох, и на последующее отреагируют соответственно скептически. А если, к примеру, она одета нормально, однако весьма привлекательна, и в процессе демонстрации спасательных движений присутствует явная доля эротизма.. И тогда некий рядом сидящий пассажир (предпочтительно он будет сильно пьяным русским, независимо от рейса) начинает к ней недвусмысленно приставать.. Вот тут-то всё и поехало.

.

По-моему, весело должно получиться, достаточно живо :)

Это ведь бизнес-идея.  На рейсах определённой авиакомпании происходят различные флешмобы/представления.

Покупая билет, который стоит дороже, чем у другого авиаперевозчика, человек платит не только за перелёт, но и за представление. Он знает, что что-то будет, но что именно - выяснится только в небе ))

Всё это вполне осуществимо, при желании. Достаточно вспомнить, к примеру, фильм "Игра", где герой блестящего М.Дугласа попадает в довольно жестокую переделку, оказывающуюся в итоге подстроенной от и до. Конечно, настолько сложной и опасной постановки в жизни не получится, но то, что я описал - технически достаточно просто. Жаль, что добровольных смельчаков на такое представление найдётся немного, а недобровольные потом авиакомпанию по миру пустят.

.

P.S.: А ещё вспомнились фотографии зассатых штанов пассажиров гигантских "русских горок". Полагаю, после моего представления в салоне может и какашками пованивать..

Автоматизм готовит человека к смерти, как бы убаюкивает его. Вообще большинство дремлет, смежив веки и боясь заглянуть в ужасные , безумные нечеловеческие глаза жизни. Человек хочет проспать свою жизнь и умереть, но упорно видит лишь кошмары, путая сон с реальностью. А писатель, спускающийся в метро, это Орфей спускающийся в Ад. Кстати, писательство, как труд

ежедневного бумагомарания - тоже форма автоматизма. Результат неизвестен - урна или Вечность.

да и так ли велика разница между урной и вечностью,

которая в итоге всё одно обернется пыльными полками безлюдных библиотек да ненавистью школьников, листающих хрестоматии...

а есть еще библиотеки личные, где нет ненависти, а есть удивительный запах книг и детства.. ты начинаешь в субботу уборку после школы, проводишь сухой тряпкой по корешкам, открываешь просто посмотреть и.. пропадаешь. Где-то рядом читает отец, приходит и остается мама..

так что - Вечность есть, ее не может не быть

В моей жизни многое непредсказуемо и постоянно что-то происходит неожиданное. Не соскучишься. Поэтому я обожаю домашние ритуалы и хотя бы какую-то видимость предсказуемости - заваривать определенный чай в определенное время, например...если получается. Те, у кого жизнь наполнена чем-либо, ценят милую буржуазность, хотя бы в быту. Еще бывает смешно наблюдать людей, которые от безысходной рутины, беспросветной определенности пытаются хлебнуть приключений, адреналин выработать всякими суетными и опасными попытками, не будучи к ним готовы ни нравственно, ни физически. Даже не смешно, а порой опасно...

согласна с Наташей Барбье.

Когда все в жизни бежит стремительно и неупорядоченно и есть некие внешние факторы, не позволяющие строить далеко идущие планы и соблюдать жесткие расписания, то очень ценишь элементы стабильности, такие реперные точки - например, утренняя ежедневная прогулка с дочкой в школу, покупка свежего утреннего хлеба в Хлеб & Ко и тихий завтрак с хорошим чаем и книгой или ноутбуком, получасовая беседа с ребенком в его постели перед сном с вопросами-ответами, колыбельной и объятиями.

нет, в ритуалах есть так много хорошего..... мне не скучно все это.

Какие ужасные коментарии подписчиков! зачем им дали самовыражаться? не надо! мне вот интересно попасть немножко "за кулисы" к писателю, и неохота спорить с ним – о чем? – и пытаться исправить – что? его мысли? Мне кажется, блог и есть приглашение в свой внутренний мир (у кого есть). Очень все это понятно и здорово описано у Сорокина. Главное – чтоб его блог не кончался...

А я вот очень рада что ЧЛЕНЫ КЛУБА самовыражаются свободно - теперь я точно знаю на чей концерт или там премьеру уже никогда не пойду. Напомню ЧЛЕНУ КЛУБА незамысловатые по содержанию слова Вольтера: Я не согласен ни с одним словом, что Вы говорите, но я готов умереть за Ваше право это говорить.

Благородными были людьми, эти великие..

Я с Вами и с Вольтером! И я уже знаю на чей концерт точно не пойду!

Наврозов тоже Вольтера упоминает http://www.snob.ru/chronicle/entry/9306

ну и зря...

зря не пойдете.

Слово и дело!

Я года два назад решил с некоторым - словесным во сяком случае - автоматизмом бороться. Например, никогда не спрашивать человека "Как дела?" если меня на самом деле не интересует как он живет. Если же меня спрашивают, как у меня дела - то стараться всегда отвечать развернуто. Если мне кто то говорит: "Старик, давно не виделись. Надо бы повидаться". Я сразу предлагаю назначить место и время. И так далее. Люди должны снова научиться отвечать за слова!

правильная позиция, всем бы так.

Неужели всякий раз импровизируете в приветствии?

просто не справшиваю как дела, если меня это не интересует на самом деле

Правильно! И на "How are you?" или "Wie geht's dir?" брать индивидуума за пуговицу и подробнейше пересказывать свою жизнь за последний месяц.... 

Анастасия Малявко Комментарий удален

Апять ниасилил...

А точнее не понял - аффтар искал-таки дискуссии, или просто наслаждался очередной качественной литературной провокацией? :))

На всякий случай (если все-таки искал) мои две копейки - мне давно уже думается что автоматизм и детерминизм на самом деле приходит на смену рутине. Людским сообществам сохраняющим более традиционный уклад жизни подобные проблемы неведомы - ритуалы жестко продиктованные оставляют мало места для ритуалов бесмыссленных и добровольных, а в свободное от жатвы и камлания время как раз очень хорошо в гамаке поскучать... :) Так что Homo mechanicus - это удел пресловутого постиндустриального общества, но вряд ли конечный пункт на пути развития человечества как такового...

-

Авиационный сценарий безусловно жжот, но на Западе (да и в России) опять же не прокатит - пассионарность не та... 

Изобрел велосипед...

Знание-Умение-Навык. Школьная программа. Оптимальная работа мозга. Можно стараться осознавать все процессы, но тогда необходимо уменьшать их количество. Это только про сознание, а есть еще и подсознание, которое что то там исторгает постоянно и это не осознается, но проявляется в виде эмоций типа " Аффтаматиzм жiзни zaebaлл".