Павел Салин, директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ:

Снятие экономической блокады с Донбасса возможно. Понятно, что у Украины большие требования: в идеале Киев хочет и разрешения конфликта в Восточной Украине, и возвращения Крыма. Но в обозримой перспективе все это вряд ли произойдет. При этом Украине нужно, чтобы Донбасс стал частью единого экономического контура страны. Там сейчас экономический кризис, и Украина остро нуждается в деньгах: не просто в гривнах, а именно в валюте. Раньше иностранные поступления складывались в основном из экспорта зерна и металлургии. С зерном у Украины все в порядке: порты, через которые оно идет на экспорт, под контролем Киева, сельскохозяйственные угодья тоже. А вот с металлургией сложнее. Мариуполь — главный канал сбыта — блокирован, предприятия Донецка, которые участвуют в производственной цепочке, — тоже. Так что Киеву нужно, чтобы они вернулись в экономический контур.

Перед Россией стоит задача сделать так, чтобы экономически Донбасс остался в составе Украины, а политический контроль остался за Москвой. Для этого нужно, чтобы на местных выборах победили представители самопровозглашенных республик, а ополченцы переквалифицировались в народную милицию. Москву такие условия полностью устроят. Только вот пока непонятно, готов ли Киев признать самопровозглашенные республики в качестве партнеров по переговорам, ведь его точка зрения связана с мнением Запада, а тут все неоднородно. Европейцы готовы признать такой вариант, а вот США — пока нет. Их этот конфликт экономически не затрагивает, поэтому и блокада им не мешает.

Евгений Минченко, директор Международного института политической экспертизы:

Очевидно, что Украина не собирается выполнять Минские соглашения и что представители ЕС будут закрывать на это глаза. Возможности давления в формате «нормандской четверки» ограничены — от заявлений России будут просто отмахиваться. Вариантов дальнейшего развития событий всего два: плохой и очень плохой. При плохом блокада сохранится, а конфликт просто заморозится, Киев будет пытаться экономически придушить Донбасс, но без военных действий. Очень плохой вариант — возобновление военных действий. И Минские соглашения никак на это не повлияют: если экономическую блокаду снимут, то не скоро, и тут все зависит от того, что будет происходить внутри Украины и в каком виде она вообще будет существовать, скажем, через два года.

Игорь Бунин, директор Центра политических технологий:

Сейчас единственная лазейка сквозь блокаду — это возможность доехать до Мариуполя и получить там свою пенсию. А так самопровозглашенные республики пока живут на другие средства: сейчас удалось создать банк, через который туда поступают переводы из России, есть гуманитарная помощь, еще за уголь платят полновесными гривнами. И сейчас очень тяжело представить себе, что Украина возьмет эти две республики на обеспечение, страна и так едва дышит — у них экономический кризис пока намного серьезнее, чем в России. Россия тоже не будет забирать Донбасс на свое обеспечение и повторять историю с Южной Осетией, тем более, что это совсем другая стоимость. Да и понятно, что самопровозглашенные республики — это пока военный лагерь. Средний класс оттуда, в основном, уехал: кто в Россию, кто в Украину. Те, кто остались, живут впроголодь. Самое трагическое положение — у инвалидов и больных, которые не могут никуда уехать. Тут могло бы быть, как с Кипром: сначала север и юг хотели воевать, но потом туда начали ездить туристы, и все поняли, что куда лучше сохранять мир и жить за счет туристов. У людей поменялась мотивация, появилось желание зарабатывать и жить нормально. Но в Донбассе такое вряд ли может произойти. Для этого нужно, чтобы там сменились элиты. Ведь это люди, которые вышли из низов и буквально за год сделали карьеру, начали кем-то командовать. Поэтому вряд ли им интересно идти на реальные уступки Украине. Тем более, что между жителями самопровозглашенных республик и Украиной уже есть психологическая враждебность, и непонятно, как через нее перешагнуть.

Елена Галкина, политолог:

Нужно реальное исполнение Минских соглашений, чтобы экономическая блокада прекратилась. Украинская сторона будет придерживаться этой точки зрения так долго, насколько это возможно. Украинские власти сейчас сильно зависят от общественного мнения, а оно, в основном, выступает за то, что Донбасс нужно блокировать, чтобы его жители осознали свою неправоту и поняли, как им плохо в русском мире. Как долго это будет продолжаться, зависит от экономической и политической ситуации на территории, которую контролирует Киев. Четкой политической воли в отношении территорий ДНР и ЛНР пока не видно. Рейтинги власти сейчас заметно падают, Порошенко и его партия проводят непопулярные реформы монетарно-экономического блока. Они пытаются идти по польскому пути, но непонятно, насколько это правильно в условиях войны. Так что власти не хотят еще сильнее снижать свой рейтинг.

Может быть, они сделают попытку договориться с властями ДНР и ЛНР и грамотно обставить это в глазах народа. А может, власть просто придет к очередному внутреннему кризису, и начнутся досрочные парламентские выборы. Есть еще и менее вероятный вариант. Сейчас де-факто Украина продолжает экономически взаимодействовать с республиками — оттуда поставляется уголь. Но если власти удастся почти полностью блокировать Донбасс, республики могут превратиться в своеобразный сектор Газа, и тогда это станет проблемой на долгие годы.