В детстве Владимира Путина ему практически не рассказывали о войне, а его отец «не любил даже притрагиваться к этой теме». По словам президента, он узнал о многих событиях из разговоров взрослых, которые приходили в дом его родителей. «Но иногда они обращались и прямо ко мне», — вспоминает Путин.

Отец главы государства Владимир Спиридонович Путин ушел на фронт, отказавшись от «брони» на военном предприятии. Он попал в диверсионный отряд НКВД, который подрывали мосты и железнодорожные пути в тылу врага. Во главе отряда стоял советский гражданин немецкого происхождения. По словам Путина, пару лет назад он подтвердил эту информацию, когда ему принесли из архива Минобороны дело на эту диверсионную группу.

«Они почти сразу попали в засаду. Их кто-то предал. Они пришли в одну деревню, потом ушли оттуда, а когда через какое-то время вернулись, там их уже фашисты ждали. Преследовали по лесу, и он остался жив, потому что забрался в болото и несколько часов просидел в болоте и дышал через камышовую тростинку», — вспоминает Путин рассказ отца. По его словам, из 28 человек, которые входили в отряд, назад смогли вернуться только четверо, в том числе его отец.

После отца Путина отправили на Невский пятачок — участок, в котором планировалось совершить прорыв блокады. Между советскими и фашистскими войсками шли ожесточенные бои за этот плацдарм. Именно здесь отец Путина получил тяжелое ранение: «Он всю жизнь жил с осколками в ноге: все их так и не вынули». По словам президента, отца ранили, когда он делал вылазку в тыл к немцам. «[Они] подобрались к немецкому доту, оттуда вышел, отец говорил, здоровый мужик, посмотрел на них, <...> достал гранату, потом вторую и забросал этими гранатами».

Раненого отца Путина спас его сосед по Петергофу, где семья Путиных жила до войны. Сосед перетащил раненого бойца по льду на другой берег Невы, а уже в госпитале на прощание сказал «Ну все, теперь ты будешь жить, а я пошел умирать». Оба мужчины смогли встретиться вновь только в начале 1960-х годов, когда случайно зашли в магазин в Ленинграде. Все это время отец Путина думал, что его спаситель погиб.

Когда отец Путина лежал в больнице, он отдавал свой паек жене Марии Путиной, рассказывает президент. «У них был маленький ребенок, три годика ему было. А голод же, блокада… И отец отдавал ей свой госпитальный паек. Тайно от врачей и медсестер. А она его прятала, выносила домой и кормила ребенка. Ну а потом он в госпитале начал падать в голодные обмороки, врачи и медсестры поняли, что происходит, и перестали ее пускать».

Спустя некоторое время у Путиных отобрали сына «в явочном порядке с целью спасения малолетних детей от голода». После брат будущего президента умер от дифтерита, однако родителям не сказали, где похоронен ребенок.

«И вот в прошлом году не знакомые мне люди по собственной инициативе поработали в архивах и нашли документы на моего брата. <...> И было указано место захоронения: Пискаревское кладбище. И даже конкретный участок был указан. Родителям ничего этого не сообщили. Ну, тогда, видимо, было не до этого», — говорит Путин.

После выписки отца Путина из больницы, вспоминает президент, тот пошел домой и увидел, что из его подъезда санитары выносят еле живую Марию Путину. «Он рассказывал, что набросился на них с костылями и заставил поднять ее назад, в квартиру. <...> И он ее выходил. Она осталась жива. И дожила до 1999 года. А он умер в конце 1998-го».

По словам Путина, у его мамы не было ненависти к врагу. «Это поразительно. Мы воспитывались на советских книгах, фильмах… И ненавидели. А вот у нее этого почему-то совсем не было. И ее слова я очень хорошо запомнил: "Ну что с них взять? Они такие же работяги, как и мы. Просто их гнали на фронт"».