Предпремьерная встреча со зрителями — обычная практика во многих мировых театрах. Цель этой акции — заинтриговать публику и заманить на спектакль как можно больше людей. В России такой эксперимент проводят впервые. Прийти на встречу, посвященную опере Альбана Берга «Воццек», мог абсолютно бесплатно любой желающий.

Для разговора на сцене собрались музыкальный руководитель Большого театра Леонид Десятников, режиссер-постановщик оперы Дмитрий Черняков, дирижер Теодор Курентзис и четверо исполнителей главных ролей Воццека и Мари — австрийский баритон Георг Нигль и немец Маркус Айхе, американка Марди Байерс и певица из Питера Елена Жидкова.

Каждый говорил о своем. Леонид Десятников объяснял, почему опера Берга новаторская не только для своего времени (впервые она была поставлена в 1927 году), но остается такой и сейчас. Те, кто работал над спектаклем, пытались донести это до зрителей всеми доступными им средствами. Это подчеркивает даже афиша, на которой изображены молодой человек в маске зайца под руку с девушкой на лестничной площадке явно блочного жилого дома. У Леонида Десятникова афиша вызвала неожиданные ассоциации:

Дмитрий Черняков вкратце познакомил собравшихся с построением (три действия по пять картин) и сюжетом оперы, основанном на подлинном уголовном деле. Главный герой — солдат-брадобрей Воццек, которому изменяет единственное дорогое существо, подруга Мари, имеющая от него ребенка. Не в силах перенести измену, Воццек убивает Мари и в финале сам тонет в озере, где утопил любимую. Рассказ был подкреплен демонстрацией ролика со сценами из предыдущих постановок «Воццека» — фильма и нескольких спектаклей.

Теодор Курентзис сосредоточился на музыкальных особенностях оперы. Часть зала внимательно следила за его мыслью, пытаясь разобраться в богатстве ритмического рисунка различных картин «Воццека», другая же часть начинала восхищенно ахать, едва дирижер раскрывал рот. Не обращая внимания на поклонниц, Теодор Курентзис перешел к рассказу о типах оперного пения, попросив Марди Байерс спеть для наглядности (опера будет исполняться на немецком языке с русскими титрами):

Демонстрация части декорации, придуманной Дмитрием Черняковым, который стал не только режиссером, но и художником-постановщиком спектакля, вызвала в зале аплодисменты.

А в финале Теодор Курентзис спустился в оркестровую яму, и публика услышала знаменитую ре-минорную симфоническую интерлюдию между 14-й и 15-й картинами «Воццека». Оркестр уже спешил: в семь начиналась репетиция, и понимающие зрители не стали устраивать оваций. На доработку остались выходные и понедельник, а уже 24-го нас ждет самая важная опера ХХ века по версии Теодора Курентзиса.

 

Мария Семендяева