Вот-вот лето наступит — время отпусков, детских и студенческих каникул, а также всяческих путешествий. Предлагаю сегодня об этом поговорить. Но не о том, кто куда и почему поедет и кто в каких замечательных местах побывал (и другим того же советует), хотя это, конечно, тоже интересно.

По роду своей деятельности я часто задаю вопросы детям и подросткам, молодым и не очень молодым людям. И вот забавный аспект: «Путешествовать, конечно!» — звучит в ответ на самые разные вопросы. «Что ты любишь?» «Что ты будешь делать, когда вырастешь?» «Чего вам не хватает в вашей сегодняшней жизни?» «Что кажется вам самым интересным времяпрепровождением?» — и еще много всяких других вопросов замыкаются у меня в кабинете на этот короткий ответ.

Я и сама много путешествовала, хотя членам нашего клуба мои достижения в этой области, конечно, покажутся весьма скромными.

И вот что я (эволюционист по способу думания) предлагаю сегодня обсудить: куда и каким образом будут путешествовать наши дети или внуки, те самые, которые сегодня приходят ко мне на прием и уверенно заявляют: «Когда я вырасту, я буду много путешествовать!»

Как это будет выглядеть конкретно?

Сегодня в интернете можно найти миллионы отчетов миллионов отпускников-путешественников на всех возможных языках. Подозреваю, что больше всего их на немецком и японском. Но мы с китайцами, думаю, тоже не очень отстаем. В девяти из десяти этих отчетов мы встретим фразу: я (мы) люблю посещать такие места, где нет туристов. А откуда же таковые возьмутся, если огромная, как океанская приливная волна (и с каждым годом нарастающая, а с каждым десятилетием увеличивающаяся в разы), толпа людей движется туда-сюда по миру?

И внутри этой волны, в этом странном призрачном туристическом мире уже сформировалось все свое: жилье, еда, язык, транспорт, развлечения, обслуживающий персонал и т. д. Вспоминая советские времена и термины, я бы даже сказала, что за послевоенное время сформировалась такая особенная, единая мировая общность: туристы.

Будучи носителями кошельков (теперь — кредитных карт), они вполне приспособили под себя мир. У них есть специальные отели в любой точке планеты, где им создают те удобства, к которым они привыкли (вне зависимости от того, как живут люди вокруг). У них есть своя еда — то есть они, конечно, не против попробовать и местную кухню, но все-таки почти в любом туристическом месте можно найти завалящий гамбургер и европейский завтрак. Под их нужды преобразуют среду — от пляжей до достопримечательностей. Многие исторические развалины попросту отстроены заново (от Кносского дворца до замков в Белоруссии) — на радость вездесущим людям с фотоаппаратами. Для того чтобы сфотографировать (и сразу — в твиттер или инстаграм!) какую-нибудь значительную природную достопримечательность, сегодня нужно как следует извернуться, иначе в кадр попадают не только толпы туристов, которых привозят сюда автобусами, но и ограждения, поставленные для их безопасности, фонарики, чтоб им было светло, ларьки с сувенирами, чтобы им было что купить на память о посещении данной достопримечательности, а также непременные закусочные и туалеты — для комплексности получаемого удовольствия.

Я люблю водопады и по возможности хожу и даже езжу на них поглазеть. И вот однажды на Телецком озере мы с подругой на моторке поплыли смотреть очередной водопад. С туризмом там все в порядке, водопад известный, описан на всех сайтах. Моторки приплывали чередой, причалить оказалось проблемой. Заворожено смотрели на стену падающей воды. Потом подруга отправилась фотографировать и фотографироваться, а я приткнулась у какого-то лотка с сувенирами и от нечего делать разговорилась с девушкой, продающей «чай на алтайских травах». Она что-то рассказала мне о себе, а я вспомнила другой водопад, в индийском заповеднике, и рассказала нечто на эту тему. «О, Индия! — воскликнула девушка, мечтательно закатив глаза. — Как это прекрасно! Как бы я хотела побывать в том месте, о котором вы рассказываете!» — «Ну… да», — с ноткой неуверенности в голосе согласилась я, купила у нее чай на травах и быстро отошла. Дело в том, что для туриста окрестности водопада в Индии выглядели точно так же, как и на Телецком озере: местный проводник, чай на травах, местные сласти, лотки с сувенирами, даже полосатые зверьки с пушистыми хвостами все те же — бурундуки в тайге и пальмовые белки в Индии. Я представила мою алтайскую собеседницу посещающей индийский водопад. Тут же в памяти всплыла сцена из «Незнайки на луне» — вместе с другими нищими коротышками землянин Пончик весь день крутил колесо карусели, на котором катались местные богачи, а по выходным покупал за десять сантиков билет, и сам с понтом крутился на этой же карусели.

«Хочу посмотреть, как другие люди живут» — тоже очень частое заявление туристов. Там, где люди действительно живут как-то по-особенному (без гамбургеров, ватерклозетов и пляжных зонтиков), туристов пока нет. Когда они там появляются, местная жизнь делится на две части: собственно жизнь и ее показательный суррогат для туристов. Я давно не хожу на Невский проспект, там практически ничего нет для меня. Хорошо, что Питер большой и в нем всегда можно укрыться. Я видела, как укрываются венецианцы — у них места много меньше, и как я их понимаю!

По всему миру для желающих «посмотреть, как» выстроены подробно-укромные или величественные декорации — от специальных этнографических деревень до дворцов и замков, о которых я уже упоминала. В этих декорациях на потребу общности «турист» разыгрываются специальные, иногда потрясающие своим масштабом спектакли, разумеется, не имеющие никакого отношения к реальной жизни.

Наша планета небезгранична. У меня ощущение, что уже сейчас «туристическая волна» фактически колеблется в своих границах, как вода в ванне, в которую садится корпулентная дама. Как же будет выглядеть туризм еще через тридцать-пятьдесят лет? Потребность явно базовая, вшитая, видимо, в генотип вида (мы, хомо сапиенс, не совсем оседлые, из нашей истории это очевидно). Как будут путешествовать наши дети, внуки? Сидя дома перед компьютером, в формате 15D? Или все-таки — космическая экспансия, свободный поиск на новом витке спирали?