С чего все началось

Памятник Владимиру придумало Российское военно-историческое общество. На отливку гигантского бронзового князя собрали 50 миллионов рублей. Монумент собирались открыть 28 июля — в День крещения Руси. Место выбрали еще в феврале: смотровая площадка Воробьевых гор. Однако в конце мая сотрудники МГУ собрали две тысячи подписей против установки памятника и даже передали письмо в администрацию президента.

В письме преподаватели, аспиранты и студенты объяснили, что, если на смотровой площадке появится 25-метровый памятник, это исказит вид, который открывается на университет. Кроме того, территория смотровой площадки входит сразу в три охранных зоны и принадлежит парку МГУ, то есть ставить монумент на Воробьевых горах просто незаконно.

Согласно заключению исследовательского центра «Геоцентр-Москва», капитальное строительство на смотровой площадке попросту невозможно: это место с высоким уровнем геологического риска. Именно поэтому в XIX веке там отказались строить храм Христа Спасителя: грунт мог начать двигаться. Неслучайно главное здание университета стоит в целом километре от Москвы-реки.

Впрочем, специально для того, чтобы построить памятник, склон Воробьевых гор собирались укрепить: «Мосинжпроект» выиграл контракт на 401 миллион рублей и собрался поменять покрытие смотровой площадки и забить сваи.

Идея поставить памятник около МГУ не понравилась и «Архнадзору». Координатор движения Рустам Рахматуллин сказал, что кромка Воробьевых гор — это часть памятника «Московский университет» и строить там что-то еще будет неправильно:

— Территория памятника «Московский университет» очень корректна, экспертно точна, грамотна, очерчивает эспланаду университета, партер, который был спроектирован вместе с университетом. Понятно, что памятник, поставленный кому бы то ни было на кромке смотровой площадки, превратит завершенное творение в незавершенное.

По мнению скульптора Салавата Щербакова, который работает над памятником князю Владимиру, есть и еще одна причина, по которой руководство МГУ выступило против монумента:

— Мне прямо сказали, что в Московском университете недовольны религиозным содержанием монумента. Там якобы учится много атеистов, — сказал он в одном из своих интервью.

Новое место для князя

В июне Российское военно-историческое общество предложило депутатам Мосгордумы выбрать альтернативное место. К середине июля в Мосгордуму пришло еще шесть обращений от москвичей и разных организаций, и в них были конкретные идеи: установить памятник между Кутузовским проспектом и набережной Тараса Шевченко, на площади Киевского вокзала, на Лубянке, возле храма Христа Спасителя или на Болотной площади.

В итоге власти решили все-таки перенести место установки памятника, и теперь на сайте Российского военно-исторического общества идет голосование. Выбрать предлагают из трех вариантов: Боровицкая площадь, Зарядье и Лубянская площадь. Голосование закончится 20 августа, итоги передадут в Мосгордуму, чтобы она приняла окончательное решение.

— Места не случайны, они знаковые для города, его истории и москвичей, — говорит про варианты размещения памятника исполнительный директор Российского военно-исторического общества Владислав Кононов. — Именно в таком месте и должен стоять памятник человеку, который объединил наше государство.

В интернет-опросе пока лидирует Боровицкая площадь, этот вариант поддерживает и РПЦ.

— Боровицкая площадь, наверное, одно из самых ярких мест, и одновременно это место, которое не отягощено другими политическими смыслами и спорами, — говорит глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.

То же самое говорит и мэр Москвы Сергей Собянин:

— Мне кажется, все-таки наиболее интересное место — это место возле Боровицких ворот, — поделился он в эфире радио «Говорит Москва». — Там площадка полузапущенная, необустроенная, там можно сделать благоустройство соответствующее. Мне кажется, памятник там вписывается очень неплохо.

При этом «Левада-центр» провел опрос среди россиян и выяснил, что 64% все-таки хотят, чтобы памятник стоял на Воробьевых горах.

Сам скульптор говорит, что ему, по большому счету, не важно, где будет стоять памятник, главное, чтобы там его было хорошо видно.

Салават Щербаков, скульптор:

Все три места достойные. Но у каждого есть недостатки. На Лубянской площади возможен конфликт с коммунистами и с теми, кто ставит советскую историю немного выше общероссийской. Поколение этих людей вполне можно понять. Если брать Зарядье, то близость Кремля и Москвы-реки — это очень неплохо. Но на другом берегу стоят трубы ТЭЦ, и это небольшой минус. А на Боровицкой площади требуется очень точное архитектурное решение, связанное с благоустройством. Я как профессионал возьмусь за работу только после того, как общество решит этот вопрос.

Главное — уважать свою историю. Как мы в своей семье уважаем мать, отца, деда. К сожалению, вокруг очень много истеричного индивидуализма. А история требует к себе спокойного, не истеричного отношения. И если мы вдруг не хотим ставить памятник Александру Невскому, Дмитрию Донскому, князю Владимиру, можно ставить диагноз всей стране.

Михаил Мягков, научный директор РВИО:

Все эти места знаковые, они расположены в историческом центре Москвы, а Москва начинается с Кремля. Боровицкие ворота — это то место, где положено начало нашему городу. Поэтому Боровицкая площадь — это очень удачное место. Я как историк отдаю предпочтение ему.

Зарядье — тоже историческое место. Но, на мой взгляд, здесь должен стоять памятник не только князю Владимиру, но и другим историческим деятелям, связанным с Древней Русью. Именно с этой стороны приходило южное русское население.

Так или иначе все эти места связаны с историей зарождения Московского государства. Минусы здесь могут быть связаны только с геологическими проблемами, если они возникнут. Но пока они не очевидны. Так что сейчас дело за москвичами и всеми жителями России. Они, по своим знаниям и чувствам, должны сами определить место.

Юрий Аввакумов, архитектор:

С какой радости ставить в Москве памятник Владимиру, который принес христианство на Русь, когда никакой Москвы не существовало? Это практически то же самое, как ставить памятник первому неандертальцу, первому кривичу или вятичу. Лучше ставить исторический памятник в том месте, к которому он имеет конкретное отношение. Монументальной скульптуры в Москве и так выше крыши. Ее столько, что хватит изучать нескольким поколениям.