Курди вместе с матерью и пятилетним братом Галипом находился на катере, который направлялся из Турции к греческому острову Кос. Все они утонули. На мальчиках не были надеты спасательные жилеты, отмечает The Daily Mail. Пассажиры катера были курдами, бежавшими из Кобани. Береговая охрана смогла спасти 15 из них, еще 12 человек, включая пятерых детей, погибли. Трое беженцев объявили пропавшими без вести, однако их поиски продолжаются.

Фото: Dogan News Agency
Фото: Dogan News Agency

Отец мальчика Абдулла Курди намерен похоронить жену и детей в родном Кобани, который стал символом курдского сопротивления. Он сообщил, что заранее позаботится о могиле и для себя, чтобы после смерти воссоединиться с семьей. Курди подтвердил, что был на лодке вместе с семьей во время трагедии, но не смог ее спасти. 

Изначально Курди работал парикмахером в Дамаске, но решил бежать в Турцию от конфликта в Сирии, где идут бои между «Исламским государством» и курдскими повстанцами. Он мечтал заработать больше денег и продолжить жить в Канаде, где живет его родственница. Она пригласила их жить с ней, однако Канада отказалась выдать курдам визу. Из-за этого семья решила рискнуть жизнью и заплатить контрабандистам, чтобы те отвезли их в Европу. За перевозку Курди заплатил четыре тысячи евро. 

После публикации фотографии Курди в твиттере появился хэштег #KiyiyaVuranlnsanlik — «выброшенный на берег гуманизм» — и быстро стал популярным.

«Неужели и это не изменит отношения к беженцам?» — спросила британская газета The Independent, опубликовавшая петицию за смягчение правил принятия беженцев в Великобритании. Итальянская La Reppublica пишет, что после этой фотографии невозможно найти слова. Погибший мальчик символизирует отношение развитых стран к проблеме беженцев из стран третьего мира, передает NEWSru со ссылкой на неназванные гуманитарные организации. «В них видят только угрожающую стабильности Европы статистику, забывая, что за волной людей, ищущих лучшей доли, стоит огромная человеческая трагедия», — добавляет издание.  

Британский премьер Дэвид Кэмерон и министр иностранных дел Великобритании Филип Хэммонд подверглись критике в своей стране за «дегуманизацию» языка, который они используют, описывая беженцев.  В частности, Кэмерон назвал беженцев «роем», а позже заявил, что не «позволит людям ворваться в нашу страну». Хаммонд заметил, что беженцы «мародерствуют» вокруг Кале — французского приморского города, откуда мигранты отправляются в Великобританию. Правозащитная организация Amnesty International назвала его комментарий «позорным». Лейбористы и либерал-демократы призвали британское правительство сделать больше для борьбы с миграционным кризисом и смягчить правила для въезда беженцев. На просьбу прокомментировать фото погибшего Айлана Кэмерон ответил, что снимок действительно является шокирующим, но Великобритания делает достаточно для борьбы с войной в Сирии. 

Тем временем Венгрия продолжает строить четырехметровый забор с колючей проволокой на границе с Сербией, чтобы остановить поток мигрантов и беженцев. 2 сентября в Будапеште из-за большого потока мигрантов остановил работу вокзал Келети. В Чехии в ночь на 2 сентября полиция сняла с поезда в Бржецлаве 200 мигрантов. Каждому из задержанных беженцев полицейские написали номер маркером на предплечье. Власти Нидерландов заявили о намерении ужесточить законы о предоставлении убежища. 

В конце августа полицейские в Австрии нашли фургон с венгерскими номерами, в котором погиб 71 мигрант. Люди задохнулись в машине еще до въезда в Австрию. Водитель фургона бежал. 2 сентября венским полицейским удалось спасти из кузова найденного грузовика 24 подростка-мигранта из Афганистана, которые чуть не задохнулись в автомобиле — двери кузова были заперты на замок, а окна наглухо закрыты. 

С начала 2015 года на территорию Евросоюза приехали 340 тысяч мигрантов. В ФРГ ожидают, что всего за год в Европу прибудут 800 тысяч мигрантов — в четыре раза больше, чем в прошлом году. Из них уже при попытке пересечь Средиземное море погибли более 2500 человек. Эксперты считают, что ситуация с нелегальными мигрантами в странах Евросоюза является наихудшим кризисом миграции со времен Второй мировой войны.  

Светлана Ганнушкина, защитница прав человека, председатель комитета «Гражданское содействие»:

В мире сейчас идет много страшный войн, а «Исламское государство» и вовсе угрожает всему человечеству. При этом между людьми по всему миру появились очень тесные связи. Интернет позволяет увидеть, как живут в других странах. Если раньше многие не знали, как живут за пределами их государства или даже деревни, то теперь это можно увидеть.

Поэтому, кроме вынужденной миграции, когда человек бежит от войны или голода, есть и другая — многие уезжают по экономическим причинам. И тут есть большая разница. Тех, кто просто не может оставаться дома, потому что это угрожает их жизни, надо, конечно, принимать и помогать им безопасно добраться до чужих берегов. А тем, кто уезжает по экономическим причинам, возможно, стоило бы помогать на местах. Тем более, что в разных странах по-разному относятся к труду, многие не хотят учитывать, что их благосостояние — это то, что они заработали своим трудом.

В общем, неорганизованная глобализация приводит к тому, что миграция становится первостепенной проблемой в мире. Страны, подписавшие конвенцию ООН 51-го года, должны принимать тех, кто ищет убежища. Но непонятно, какой будет смысл в этой конвенции, если мигрантов станет так много, что их просто невозможно будет вместить. А ведь это повышает уровень жестокости в мире, развиваются националистические настроения.

Эту проблему надо решать, чтобы она не захватывала никого врасплох, как это произошло сейчас. Но, конечно, не репрессивными методами. Тем, кто бежит, потому что не может наладить жизнь у себя дома, хотя это возможно, нужно помочь, если мы не хотим, чтобы они все ехали к нам. Только помочь так, чтобы это не переросло в иждивенчество. Чтобы исправить ситуацию, странам ООН нужно перестать выяснять отношения друг с другом, забыть свои распри и организованно решать эту проблему, только так можно ее решить, раз уж она стала всеобщей.