«Мертвые» совсем недавно были выставлены в Лондоне и оттуда приехали в Москву, в галерею «Триумф». Серия из 30 работ, напечатанных на бумаге, относится к новому этапу творчества Херста: он отказался от инсталляций и решил снова заняться живописью и графикой.

Как рассказал Емельян Захаров, новые принты Херста выполнены в технике «двухцветной фольги»: «Все разного цвета, каждая сделана тиражом всего 15 штук. Это очень красивые, яркие работы. И очень недорогие. Мы придумали эту выставку, чтобы все могли купить кому-нибудь в подарок на Новый год Херста, потому что 10 тысяч евро за подписанный авторский принт — это недорого».

Дмитрий Ханкин объяснил нам формат экспозиции: «Мы решили не везти другие работы Херста, потому что устроить выставку выходит слишком дорого. Зато не исключаю, что завтра мы поднимем трубку и скажем: "Дэмиен, приезжай в Москву!" Но не исключено и то, что он не приедет: у него мало времени. Вообще, он как прима-балерина, с капризами. Хотелось бы надеяться, конечно, что экспонаты у нас раскупят, но это совсем не очевидно».

 

Первая выставка Херста в России стала событием. В 2006 году галерея «Триумф» работала «только для своих», и принты и инсталляции британского художника «Новая религия» увидели немногие. Однако Москву взволновало известие, что все экспонаты были куплены неизвестным олигархом. Разговоры, сколько стоит Херст и кто его покупает, возникают всякий раз, когда упоминается его имя. Это самый дорогой из живущих художников, а его выставки на территории бывшего Советского Союза проходили всего два раза: в «Триумфе» три года назад и этой весной в киевском Pinchuk Art Centre. Третья откроется все в том же «Триумфе» 16 декабря.

Недавнюю выставку Дэмиена Херста No Love Lost в лондонском музее Wallace Collection отругали все критики. Но Дмитрий Ханкин за художника не волнуется: «Стоит задуматься, почему Херст занялся живописью, забросив свои инсталляции. Он ведь не просто так выставил свои новые бэконианские работы в Wallace. Он хочет этим сказать: ребята, мы ошиблись в 90-е, недооценив живопись. Значит, что-то было не так, надо вернуться к тому, что должен уметь художник — пользоваться карандашом и кистью. Вообще, у Херста все хорошо — и у него, и у тех, кто его покупает, и у тех, кому он покровительствует. Он не просто так подставился со своей живописью, дав критикам повод для нападок. Революции в современном искусстве не будет. Будут все те же биеннале, триеннале и ярмарки Documenta, с их либеральными кураторами и продажными критиками. Нового кризиса тоже не будет, все будет идти как идет, ведь художников воспитывают школы современного искусства, где учат не карандаш держать, а думать».

Кроме принтов Херста, к Новому году «Триумф» подготовил для своих гостей и другой подарок. «Во дворе сделаем дискач — все будут выпивать и веселиться», — добавил Емельян Захаров.

 

Мария Семендяева